Необходимость и возможность изменения массового сознания сегодня


Массовое сознание и человечество только тогда делает очередной эволюционный шаг, когда грамотно овладевает научными представлениями своего времени и проспективными идеями.

В первой половине 20 столетия В.И.Вернадским открыта закономерность эволюции сознания человека. Биосферный этап существования человека как биологического вида обязательно должен смениться этапом существования в периоде ноосферы. Основой перехода Биосферы в Ноосферу должно стать информационное и качественное изменение состояния сознания человека и человечества. Логика эволюционного развития человека утверждает обязательность и необходимость изменения его сознания. Но пока остается риторическим вопрос о том, возможно ли изменение сознание без усилий со стороны самого человека.

Предположение, что обучение индивидуумов правилам общественной жизни ( с пояснениями причин именно такой тактики деятельности или без пояснений) даёт возможность организовать всеобщее комфортное сосуществование, давно опровергнуто реальной жизнью.

Общеизвестно, что запрограммированный результат обучения или не формируется, или реализуется только у небольшой части лиц. Основная масса индивидуумов вносят индивидуальные вариации в свои поведенческие характеристики, не выходя за рамки общественных требований. Небольшая часть индивидуумов своими поведенческими характеристиками резко отличается от существующих требований сообщества как в положительную, так и отрицательную сторону.

С точки зрения социально-психологических подходов это разнообразие результата обучения, выявляемое через внешние поведенческие характеристики, означает, что информация одного содержания, объема и качества воспринималась, перерабатывалась и использовалась разными индивидуумами различным образом. При данном подходе к оценке результатов единообразного массового обучения виновной стороной объявлялись либо обучающий, либо обучаемый.

С точки зрения социально-антропологических подходов это разнообразие результатов обучения закономерно и обусловлено разными ступенями развития механизмов сознания индивидуумов и соответственно разным уровнем развития их внутреннего духовного мира. При индивидуально-дифференцированном подходе процесс обучения изначально программируется в едином целевом направлении с дифференциацией по уровням базовой информационной подготовки и состоянию психоадаптационных систем индивидуумов.

Таким образом, существующий качественный и информационный уровень массового сознания может быть изменен. Наиболее естественный путь изменения массового сознания (общей направленности или с целевыми установками профессионального, социального характера) формируется при индивидуально-дифференцированном подходе к процессу обучения индивидуумов.

При этом уровень возможного обучения определяется определенным качеством сознания индивидуума – восприимчивостью к идеям других лиц, которая основывается на широте собственных интересов и толерантности к интересам и особенностям их проявления у других индивидуумов.