Лекция 4. ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ


Криминальная ситуация в России, если оценивать ее по состоянию, динамике и другим показателям преступности, никогда не была благополучной или хотя бы стабильно умеренной. Данное обстоятельство представляется необходимым подчеркнуть особо с учетом того, что за последнее время в общественное сознание нередко внедряются представления, основанные на идеализации, приукрашивании различных сторон давнего прошлого страны, того, что имело место в жизни до 1917 года.

Как правило, в России довольно значительными были число регистрируемых преступлений и уровень преступности, наблюдался устойчивый ее рост, увеличивалась суммарная общественная опасность. Например, только серьезные преступления, исчисляемые количеством уголовных дел, рассматриваемых лишь так называемыми общими судебными учреждениями, с 1890 г. по 1913 г. увеличились на 72,\%. Темпы роста таких преступлений превышали темпы роста населения в 3 раза. По неполным данным, всеми судами страны ежегодно возбуждалось от 3,5 до 4 млн. уголовных дел, по которым "осуждалось не менее 2 млн. человек. В структуре преступности царской России до 2/3 составляли имущественные преступления, имелась по-своему организованная, а также профессиональная преступность.

*

Разруха, которую принесла первая мировая война, крушение сложившегося уклада жизни в связи с потрясениями 1917 года, последовавшая за ними гражданская война способствовали обострению криминальной ситуации. Достоверных статистических данных о преступности того времени не существует, но необходимо отметить, что сложившиеся условия вынуждали миллионы людей вставать на преступный путь. Например, к началу 20-х годов в России насчитывалось до 6 млн. беспризорных подростков, для которых совершение краж, грабежей и других преступлений стало привычным образом жизни. Коэффициент судимости в 1924 г. составил 2910 преступлений на 100 тыс. населения (т.е. намного больше, чем сейчас).

В дальнейшем уровень преступности, по данным уголовной статистики, стал снижаться. В 1929 г. в РСФСР за все преступления


было осуждено немногим более 900 тыс. человек. Необходимо, однако, иметь в виду, что в жизни общества стали все больше проявляться закономерности и тенденции, свойственные тоталитарным режимам с их всеобъемлющим контролем за поведением людей, полной экономической зависимостью граждан от государства, идеологическим единомыслием, приматом государства над личностью. К тому же многочисленные преступления правящей верхушки оставались невыявленными и безнаказанными. Этим и некоторыми другими причинами объяснялся сравнительно невысокий уровень преступности, что в целом характерно для всех тоталитарных государств.

Вторая мировая война и особенно послевоенная разруха дали некоторую вспышку преступности, прежде всего имущественной. Но уже в 1956 году в СССР регистрировалось всего 293 преступления на 100 гыс. населения. В РСФСР коэффициент преступности был выше среднесоюзного на 25-30%. С начала 80-х годов начинается рост преступности, причем порой он был весьма ощутимым: на четверть - в 1983 г., почти на треть - в 1989 г., на 27% - в 1992 г. В последующие годы (90-е) стало фиксироваться незначительное снижение количества регистрируемых преступлений, затем их небольшой рост, снова снижение. По данным уголовной статистики, в 1996 г. преступность снизилась на 4,7%, в 1997 г. - на 8,7%, в 2000 г. - на 1,6%, в 2002 г. - на 14,9%, в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления - на 23,9%. В связи с тем, что эти показатели порой необоснованно интерпретировались как бесспорное свидетельство коренного перелома криминальной ситуации, они заслуживают отдельного рассмотрения. Незначительное снижение числа регистрируемых преступлений в отдельные годы не следует переоценивать и делать из этого далеко идущие выводы. Оно может быть связано с разного рода привходящими обстоятельствами, а не глубинными процессами и явлениями, определяющими состояние и Другие характеристики преступности, уровень реальной напряженности криминальной ситуации. Так, на снижении числа регистрируемых преступлений в 1997 г., безусловно, сказалось то, что далеко не в полной мере «сработали» новые уголовно-правовые средства борьбы с преступностью, предусмотренные УК РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 г.


П '


Явно «бумажным», т.е. не соответствующим реалиям социаль»! ной действительности было снижение, по данным уголовной реги. I страции, преступности в 2002 г. Оно не может быть объяснено, на-1 пример, тем, что объективно снизилась острота криминальной си-1 туации вследствие устранения или хотя бы заметного ослабления I действия социальных противоречий и диспропорций, продуцирующих преступность; или, скажем, усилением превентивного воздействия на преступность, ее причинный комплекс (чего в действительности не происходило). В основе «снижения» преступности в 2002 г. лежат факторы иного - субъективного свойства. Это, прежде всего, явно неудачное законодательное решение о декриминализа- | ции на несколько месяцев самых распространенных преступлений -краж (с 1 июля до конца октября 2002 г. кражи и хищения иных форм на сумму менее 5 МРОТ расценивались по закону как мелкие и относились к административным правонарушениям). Безусловно, сказались и элементы анемии правоохранительной системы, связанные не столько с вполне естественными издержками перехода с 1 июля 2002 г. на новый порядок уголовного судопроизводства, сколько с несовершенством, серьезными изъянами нового УПК РФ, в который вскоре после его принятия, но до введения в действие стали вноситься многочисленные поправки с тем, чтобы избежать по сути запрограммированного этим законодательным актом резкого снижения эффективности уголовного преследования1.

К тому же следует иметь в виду, что фиксируемое в последние годы некоторое снижение регистрируемой преступности не компенсирует ее резкого роста в предшествующем периоде. Для объективной оценки криминальной ситуации гораздо большее значение, чем незначительное уменьшение в отдельные годы числа учтенных преступлений, имеет то, что в 90-х годах XX в. в России ежегодно стало регистрироваться столько уголовно-наказуемых деяний, сколько в прошлом (например, в 60-е годы) за целое пятилетие. Если средний коэффициент регистрируемой преступности по пятилетиям в 60-е годы, например, в 1961-1965 гг. составлял 407 преступлений, то в 1991-1995 гг. этот показатель достиг 1770 преступлений на 100 тыс. жителей, или в 4,4 раза больше. К тому же необходимо учи-

'См. подробнее: Алексеев А.И. Должна ли уголовная политика быть либеральной? - Российская Федерация сегодня. 2003, № 11. С. 27-32.


шать высок>ю латентность преступности. Несоответствие числа ,кициально регистрируемых и фактически совершаемых преступ-ений становится особенно заметным, если соотнести данные уголовной статистики (которая, можно сказать, обречена на неполную регистрацию преступлений) с наличием в переходном периоде комплекса сильно действующих криминогенных факторов, влияние которых не только не ослабевает, но по некоторым позициям даже усиливается. Так, по мнению специалистов, в сфере экономики выявляется не более 3-5% фактически совершаемых там преступлений, из реально имеющихся фактов взяточничества - около 1%. И следует признать очень сдержанными, чрезмерно осторожными экспертные оценки, согласно которым в нынешней России ежегодно совершается 10-12 млн. преступлений, из которых менее трети отражается в уголовной статистике (2,75 млн. в 1995 г.; 2,62 млн. в 1996 г.; 2,39 млн. в 1997 г.; 2,58 млн. в 1998 г.; 3 млн. в 1999 г.; 2,95 млн. в 2000 г.; 2,96 млн. в 2001 г.; 2,52 млн. в 2002 г.).

Следует также иметь в виду, что характер криминальной ситуации, степень ее напряженности определяются не столько чисто количественными колебаниями состояния регистрируемой преступности, сколько качественно новыми, можно сказать, злокачественными ее характеристиками. В массиве регистрируемых преступлений значительную часть составляют тяжкие и особо тяжкие (около 60%), в их числе свыше 30 тыс. умышленных убийств и около 35-40 тыс. разбойных нападений ежегодно.

Не только продолжает удерживать, но и по некоторым направлениям наращивает свои позиции организованная преступность. Получили развитие транснациональные связи организованных преступных сообществ. Усиливаются криминальный профессионализм, вооруженность и техническая оснащенность преступников, их действия приобретают более дерзкие и изощренные формы. Участились случаи наемных убийств, проявлений терроризма, захвата заложников, посягательств на жизнь людей, совершаемых путем взрывов, поджогов и другими общеопасными способами. Наблюдается сра-Щивание общеуголовной преступности с политическим экстремизмом, в частности, с оголтелым национализмом. В некоторых местах лидеры организованной преступности, не довольствуясь коррумпированными связями, уже сами рвутся к власти.


К неблагоприятным качественным изменениям преступности I относится также то, что она расширяет сферы своего влияния. В I нее втягивается все большее число людей из категорий населения. I криминальная активность которых прежде была минимальной. I Сформировался и увеличивается слой элитно-властной преступности

В структуре преступности значительный удельный вес за- I нимают предумышленные преступления (по выборочным данным. I от 50 до 70%). доля уголовно наказуемых деяний, совершаемых по I корыстным мотивам, достигает 75%.

Около 70% регистрируемой преступности приходится на города I и поселки городского типа, почти 30% - на сельскую местность.

Существенные различия имеет уровень преступности в разных I регионах страны. Так, если коэффициент преступности в расчете на I 100 тыс. населения возраста свыше 14 лет составляет в Москве около 1000 преступлений, в Пензенской и Рязанской областях- 1200. то в Магаданской и Сахалинской он приближается к 3500, а в Курганской области, Еврейской автономной области, республике Бурятии - превышает 3600 преступлений.

Следует особо отметить тот факт, что в одном из субъектов Российской Федерации (Чеченской республике) преступным элементам в сложных условиях переходного периода удалось навязать свою волю целому народу, по существу^ подчинить его себе в стремлении создать в регионе своеобразный криминальный анклав.

Характеристика преступности была бы неполной без рассмотрения ее тенденций, того, как она может выглядеть в будущем. Криминологический прогноз в современной России - дело очень непростое. С учетом нестабильности обстановки, противоречивости и малой предсказуемости общественного развития сейчас трудно в деталях предвидеть ход событий на сколько-нибудь длительную перспективу. И, тем не менее, попытки прогнозирования преступности предпринимаются. Так, с учетом не только текущих, но и долгосрочных, а также среднесрочных тенденций, специалистами Академии управления и ВНИИ МВД России прогнозировалось, что число зарегистрированных преступлений в России может достигнуть к 2005г. 4 млн.1.

См.: Алексеева М.А., Бабаев ММ. и др. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации. М, 1996. С. 37. 58.


К сожалению, в научно обоснованных криминологических прогнозах трудно, а зачастую просто невозможно учесть «зигзаги» уголовной политики непредсказуемого характера, связанные, например, ^ неудачными законодательными и иными «волевыми» решениями, вроде упомянутых выше. Но, надо сказать, что ничего удручающего, тем более катастрофического в приведенном прогнозе нет. Рост в таких размерах регистрируемой преступности (до 4 млн. преступлений в год) может, в основном, произойти за счет факторов, которые, как это ни звучит на первый взгляд парадоксально, являются, по сути, позитивными. Увеличению числа регистрируемых преступлений может способствовать то, что более активно станут применяться нормы УК РФ 1996 г. об ответственности за так называемые новые преступления, прежде всего, экономические. Можно также предвидеть, что вследствие улучшения деятельности сил правопорядка, в частности, укрепления учетно-регистрационной дисциплины, усиления прокурорского надзора, а также уменьшения страха населения перед преступниками и по некоторым другим причинам, многие преступления, которые в настоящее время остаются латентными и не влекут реагирования со стороны государства, его правоохранительных органов, станут находить отражение в уголовной статистике, которая будет адекватнее, чем сейчас, отражать реальное состояние преступности.

Преступность в России, если оценивать ее с учетом закономерностей, определяющих криминальную ситуацию в зарубежных странах, европейском и мировом сообществе, характеризуется весьма противоречивыми тенденциями: в чем-то ее параметры сближаются с общими, в чем-то разнятся, причем довольно резко. Если брать такие показатели, как состояние и уровень преступности, го Россия, на первый взгляд, выглядит, как правило, в выгодном свете. Так, в США в 1995 г. зарегистрировано 13,9 млн. только так называемых индексных (наиболее тяжких) преступлений, их коэффициент в расчете на 100 тыс. жителей составил 5278 уголовно наказуемых деяний; общее же число всех преступлений достигает 35 млн. в год. В Германии в 1996 г. зарегистрировано 6,4 Млн. преступлений, а коэффициент превышает 8 тыс. преступлений На 100 тыс. жителей; во Франции в 1995 г. статистикой учтено 3,6 Млн. преступлений, коэффициент составил 6352 преступления на

тыс. жителей. Даже в Японии, традиционно отличающейся не-


высоким уровнем криминализации, уровень регистрируемой преступности не намного меньше, чем в России. При оценке приведенных данных следует, однако, иметь в виду, что круг преступного в различных странах определяется уголовным законодательством по-разному и в указанных странах значительную часть массива регистрируемой преступности составляют деяния, некриминализированные (не считающиеся преступными) в России. Это, например, езда на автомобиле в нетрезвом виде (независимо от последствий), бродяжничество (США); предельно широко трактуемые акты жестокости, сексуальной агрессии, дискриминации, такие виды уголовно наказуемого мошенничества, как заказ в ресторане напитков и блюд лицом, которое не в состоянии или не намерено их оплатить (Франция), нарушение правил парковки автомобилей (Япония) и т.д. Сказываются также и резкие различия в оценке конкретных уголовно наказуемых деяний в правоохранительной практике. Так, в России кража велосипеда обычно считается мелочью, не заслуживающей внимания правоохранительных органов, а в Японии похищения этих транспортных средств составляют около 20% регистрируемых краж (на долю которых приходится около 90% учтенной преступности). Наконец, следует учесть, что в нынешней России, вследствие серьезных сбоев в работе правоохранительных органов, неверия граждан в их возможности, сильного страха населения перед преступниками и по некоторым другим причинам более высоким является уровень латентной преступности.

Неблагоприятной, в сравнении с другими странами, является динамика преступности в России. Среднемировой прирост преступности, по данным ООН, составляет 5% в год. Таких резких всплесков регистрируемой преступности, как ее прирост за год на четверть или треть (что имело место в недалеком прошлом в России), мировая практика не знает. Во многих развитых странах число регистрируемых преступлений в первой половине 1990-х годов остается практически стабильным или снижается. Так, в США в 1995 г. зарегистрировано на 5,6% преступлений меньше, чем в 1990 г., в Великобритании за период 1992-1995 гг., один год (1992) отмечен незначительным ростом преступности (+5,9%), в остальные годы число зарегистрированных преступлений последовательно снижалось.

Сравнение же преступности зарубежных стран с преступностью в России по качественным характеристикам, прежде всего по струк-


iriype, явно не в пользу нашей страны. Эти характеристики в России значительно отягощены, в совокупности они указывают на значительно большую суммарную общественную опасность преступности, чем в других странах. Достаточно, например, указать, что уровень (коэффициент на 100 тыс. жителей) умышленных убийств в России в 5 раз выше, чем во Франции, в 7 раз - чем в Финляндии.

В целом преступность представляет собой одну из острейших проблем для всего .мирового сообщества. Как убедительно, на большом фактическом материале, показано В.В. Лунеевым, «при всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост (относительно населения, экономического развития, культуры .и т.д.)»1. Ситуация усугубляется тем, что преступность все в большей мере приобретает организованный характер, расширяются ее транснациональные связи. Наблюдается политизация преступности, ее лидеры порой проникают в структуры власти, берут под контроль средства массовой информации, экономические и другие структуры официального общества.

В этих условиях большое значение приобретает согласованность усилий по противодействию преступности на международном уровне.

Вопросы борьбы с преступностью постоянно привлекают внимание ООН, ее учреждений, а также Совета Европы и других международных организаций. ООН издает статистические сборники и другие материалы о состоянии и тенденциях преступности в странах мира, уголовной политике, особенностях национального законодательства. Начиная с 1955 г., регулярно проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На VI Конгрессе (Венесуэла, 1980) было четко сформулировано понятие стратегии в области предупреждения преступности, обоснована необходимость широкого социального подхода к этой деятельности, участия в ней не только правоохранительных органов, но и других институтов общества (служб образования, здравоохранения и т.д.). Подчеркнуто, что меры предупреждения преступности Должны разрабатываться с учетом исторических, социально-

Лунеев В В Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 14.


экономических, культурных и других особенностей стран и регио-нов.

Принят целый ряд конвенций, соглашений и других международно-правовых документов по вопросам борьбы с преступностью. I Это, например, Руководящие принципы в области предупреждения I преступности и уголовного правосудия, Декларация основных прин-1 ципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция о передаче осужденных лиц, Соглашение о направлении заявлений о правовой помощи, Конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам и многие другие документы. Широкое распространение получила практика заключения двусторонних и многосторонних (например, в рамках СНГ) соглашений, договоров по вопросам борьбы с преступностью, прежде всего с организованной. Созданы и функционируют международные организации, специализирующиеся на разработке и осуществлении согласованных мер противодействия преступности: Интерпол, Европол, Советы генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей иных правоохранительных органов стран СНГ. На правах консультативных организаций ООН разработкой проблем уголовной политики и криминологии занимаются Международная ассоциация уголовного права и Международное криминологическое общество. Россия за последние годы, все теснее интегрируясь в мировое и европейское сообщество, присоединилась ко многим международным конвенциям, соглашениям по вопросам борьбы с преступностью, принимает активное участие в деятельности названных и других структур, противостоящих криминальному натиску.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные характеристики и тенденции преступности в
современной России?

2. Проанализируйте в сравнении основные показатели преступно
сти в России и зарубежных странах.