Происхождение сознания


Умеренный материализм.

Многообразие подходов

Проблема сознания

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный ответ, то проблема сознания до сих пор остается загадкой.

В настоящее время философия с уверенностью может утверждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу.

В целом в философии сложилось несколько подходов к проблеме сознания:

физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания есть порождение материи и объяснимо физикой и другими науками. Физикализм опирается на следующие факты:

головной мозг человека – это высокоорганизованная материя;

сознание не может существовать без мозга;

• медикаментозное влияние наорганизм человека может отражаться на сознании(например, применение психотропных веществ).

• человек создал искусственный интеллект (компьютер), а это — материальный объект.

Единственная проблема, на которую наталкиваются доводы физикалистов, — это идеальностьсознания:

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург видит серое вещество под микроскопом, но он не видит ни образов, ни мыслей человека).

Солипсизм— другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание человека — единственная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

объективный идеализм - признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль;

умеренный материализм — считает сознание проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

В философии до сих пор не решен вопрос и о происхождениисознания. Можно выделить три точки зрения:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойственно исключительно человеку.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от человека. Близки к этой точке зрения:

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность материи;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика как громадный разум вступает в контакт с человеческим мозгом, «подзаряжая» его;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая) имеет душу.

«Биологическая» точка зрения: сознание присуще всем живым организмам. Декарт в шутку писал, что обезьяны умеют говорить, но скрывают это, чтобы их не заставили работать. Сторонники «биологической» точки зрения обосновывают ее тем, что:

• инстинкты у животных бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• многие действия, совершаемые животными сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присуще своя «мораль», правила поведения, лидерство, борьба и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение.

Сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.