Человек – общественное животное


Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить в коллективе. Именно потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества и государства. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - государство «среднего класса» (совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии).

Аристотель – автор логики

Аристотель впервые изложил логику в виде науки о законах мышления. Закон исключенного противоречия: противоречащие утверждения не могут быть истинными по отношению к одному и тому же предмету (либо «Сергей ниже Татьяны», либо «Сергей выше Татьяны»). Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными (либо «Сергей и Татьяна одинакового роста», либо «Сергей и Татьяна неодинакового роста»). Закон тождества: А есть А (речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время).

Аристотель гордился своим учением о силлогизме. Силлогизм состоит из трех суждений: общее правило - особенное - вывод. Известен силлогизм Аристотеля: 1. Если все люди смертны 2. И все греки - люди, 3. То все греки смертны.

Аристотель в собственном философском учении перенес акцент с идеи на форму

Эллинистическая философия

В эпоху империи Александра Македонского философия была призвана ориентировать эллина в мире новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»

Киники обосновывали идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известным представителем киников являлся Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума"). Диоген не оставил философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим поведением:

• жил в бочке;

• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества";

• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством и т.д.. Основные добродетели киников: аскесис (максимальное опрощение потребностей), отказ от общего образования (лучше всех учит сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность).