Дворянские проекты И.Пересветова (XVI в.)


Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского (венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра. В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из Литвы в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто", средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба неизвестна. Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549 гг.). Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые, разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателяКонстантинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавскогогосподаря), философов и докторов. Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской власти, опора на дворян, "воинников".1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение - главная причина гибели Византии.2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые смерти им давати, чтобы зла не множилось".3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на "воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен". "Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце веселити, а ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к себе и возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.(Исторический процесс централизации государства --> усиление самодержавия--> усиление государства, его вмешательство в экономическую жизнь страны.Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной войны. Созданиенового класса для опоры- "воинников"- дворян.)4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого, продажного суда наместников- честными царскими судьями с казенным жалованием. Пример, Магмет-салтана, который "велел со всего царства все доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не прельщалися и неправды бы не судили". Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления" в России были отменены.5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить "воинников" от алчности купцов, установить государственную регламентацию цен на товары. В Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели", "суд был неправеден, а торговля - нечиста".У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".6. Против рабства-холопства. А) О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел бытьвладыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки, прельщают,дъяволу угождают". Б) О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам. Холопне может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в томцарстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет". Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550 года, было запрещено превращать дворян в холопов.7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство. "Землица весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое осуществление: после завоевания казанского царства земли его были розданы русским помещикам. Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал осуществлять Иван Грозный. 5.Социальные утопии западно-европейского cредневековья. Меркантилизм. Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой доставляли страдание. В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур. Средневековый купец вырвался на просторы океана и освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала, лишение средств производства основной массы населения, возникновение мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными противоречивыми чертами: · сохранение феодальных поместий с их барщинами и оброками, · наличие городов с торговлей и промышленными цехами, · зависимые крестьяне и свободные горожане, · аристократы и буржуа, · лишенные средств· существования бывшие крестьяне,· церковь, · сохранение королевской власти и· первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в экономической мысли позднего средневековья.Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические условия:1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития капитализма крестьянства. Возникает утопическое учение, основоположником которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7 февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259 году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в государственной измене. Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия" (1516 год). В ней прослеживается влияние "Государства" Платона, т.е. I варианта "идеального государства", в особенности идеи уничтожения частной собственности и общности имущества.Основное содержание первой книги "Утопии" составляет критика социальных и политических порядков. Основное содержание второй книги посвящена описанию идеального устройства Утопии.1. Указывает на конкретные причины, порождающие социальную несправедливость.Что препятствует тому, чтобы каждый был удачлив в жизни?"Существует большое число знатных, которые не только сами живут в праздности, будто трутни, трудами других, например держателей своих земель; они так же окружили себя огромной толпой праздных слуг, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание".2. Гнев Мора обрушивается на дворян проводящих огораживание. "Эти ненасытные обжоры вышвыривают держателей с полей и окружают несколько тысяч югеров единым забором". Выступает против капиталистического предпринимательства: "Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".3. Главной причиной социальных бедствий считает частную собственность. "Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли будет когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо." Он призывает к отмене частной собственности.4. Симпатии автора "Утопии" на стороне трудящихся: "... людей скромных, простых и приносящих своим повседневным трудом обществу добра более, чемсамим себе". Когда Мор перешел ко второй части своей книги, к изображению идеальногообщественного строя, он принял все меры, чтобы читатель увидел прямую логическую связь между социальной критикой в первой части и выводами из рассказа об обществе без частной собственности, существующего на острове "Утопия".Вывод по работе Т.Мора: Идеализм Мора: Уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости посредством разумных реформ просвещенного правителя. Восстания же народа не приносят ничего, кроме вреда.