Описание фактов
Приведем три примера характеристики одних и тех же событий, где в первом случае дается «чистое описание», а в двух других — прямо противоположные сущностные оценки, включенные в описание.
1. Три недели люди в городе собирались на площади, где одни выступали, а другие слушали. Потом все громко кричали. По улицам ходили группы мужчин с винтовками. На базарной площади повесили большой транспарант красного цвета, призывающий к смене власти.
2. Прошло три недели с того дня, как бунтовщики начали свои провокационные митинги, которые завершались ревом возбужденной толпы. По улицам рыскали вооруженные банды. Базарная площадь была обезображена кумачом с призывами расправиться с законной властью.
3. Уже три недели восставшие рабочие вели на базарной площади агитацию, которая находила отклик а в сердце народа и отзывалась сотнями сочувствующих голосов. Передовые отряды революционных бойцов маршировали по городу, готовясь к решительному сражению. Алое полотнище на базарной площади звало трудящихся освбодить собратьев от гнета и эксплуатации.
Первый пункт — чисто описательный — является безэмоциональным и безоценочным. Он просто фиксирует ситуацию: люди ходили, говорили, слушали, кричали, несли оружие и т. д. Вопросы о том, хорошо это или плохо, кто прав и кто виноват, каково значение речей и лозунгов, остается в данном случае за кадром. Призывали к смене власти — ну и что? Может, и надо ее убрать, а может, и не надо.
Во втором пункте события описываются как бунт, дело противоправное и скверное, разбой и безобразие.
В третьем пункте представлена прямо противоположная позиция, воссоздающая ситуацию как героическую попытку восставших масс установить справедливость путем смены изжившей себя жестокой власти.
Подчеркиваю, что во всех случаях речь идет об одном и том же. Надо честно признать, что исторических описаний типа первого варианта — как если бы писал объективный марсианин, не включенный в земные проблемы — бывает очень мало. Современники непосредственно участвуют в событиях и излагают их, как правило, с собственной «заинтересованной» точки зрения. Даже исследователи, отъединенные от событий десятками, а то и сотнями, лет, нередко симпатизируют в силу разных конкретных причин одной какой-то стороне и как бы отстаивают ее интересы. Интерпретация сразу же закладывается в речь через употребляемые термины, через слова, окрашенные позитивным или негативным чувством: разведчик — шпион, демократия — анархия, твердая власть — тирания, вооруженный народ — банды уголовников, забота о повседневной жизни — обывательщина, жизнелюбие — разнузданность нравов и т. д.
Нет «квалификации» исторических событий без их интерпретации, которая выражена уже в самом назывании события; «битва» или «бойня», «восстание» или «мятеж», «цивилизаторские усилия» или «измена национальным интересам». Самое интересное, что при попытке хотя бы на мгновенье стать на «объективистскую позицию, нередко в какой-то мере справедливым оказывается и то, и другое из противоположных суждений. Весь вопрос в том, какое посчитать ведущим в оценке событий.
Интерпретативный характер исторических описаний-оценок связан с целым рядом причин, из которых назовем хотя бы три, наиболее очевидные.
Во-первых, человек смотрит на любое событие с точки зрения собственной личной судьбы, своего жизненного благополучия и благополучия своих близких. Его позиция — неизбежно частная, односторонняя. Она является односторонней и в прямом смысле слова, просто потому, что, наблюдая, к примеру, поле битвы, я вижу только один его небольшой фрагмент, тот, что непосредственно находится передо мной. Этот прием, кстати, часто используется кинематографистами и писателями, желающими показать, как из частных, индивидуальных, единственных в своем роде точек зрения складывается полотно исторических событий.
Во-вторых, кроме личных интересов, всегда связанных с родственными отношениями и отношениями избирательной личной приязни, есть социальная и этническая канва поведения, представления об интересах группы. Мы — дворяне, мы — крестьяне, мы — русские, мы — татары и т. д. Все события видятся через призму потребностей и стремлений таких коллективностеи, и то, что противоречит их интересам, автоматически получает негативную оценку даже тогда, когда автор старается показать себя нейтральным наблюдателем».
В-третьих, кроме непосредственных групповых интересов, свойственных социальным и этническим образованиям, существует еще собственно идейная точка зрения, которая может быть светской или религиозной, но всегда включает представление о путях истории, целях и идеалах человечества. Поэтому историк может интерпретировать события и давать им оценку не с точки зрения внутренних проблем конкретного народа или общественного класса, а с позиций того, «возобладал ли в мире христианский идеал» или «продвинулись ли народы по пути пролетарской революции». Там, где «не возобладал» и «не продвинулись», историк будет давать критическое описание в терминах «застой», «регресс», «прозябание», «историческая отсталость», «ложный путь», «вырождение», «упадок», «засилье дьявола» и все в этом духе.
Итак мы всегда имеем дело не с историей как она есть, а с той или иной интерпретацией событий.