ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР


Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

 

Литература:

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2012. —Гл.19.

2. Ланцов С.А. Политическая конфликтология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2008. – гл. 18.

Вопрос 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.


Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения,

тенденции развития и типология

Как часто бывало в мировой истории, распад такого многонациональ­ного государства, как Советский Союз, породил множество проблем и конфликтов на его бывшей территории.

Территориальные споры - преоб­ладающая причина международных, а в некоторых случаях и внут­риполитических конфликтов. Не состав­ляет исключения и постсоветское пространство. Располагая самым мощным экономическим, военно-силовым, де­мографическим и другим потенциалом по сравнению со всеми со­предельными постсоветскими государствами, Россия столкнулась и с наиболее масштабными пограничными проблемами, практически не имеющими аналогов в мировой истории.

Пограничные проблемы, вставшие перед Россией и другими пост­советскими государствами после распада Советского Союза, уникаль­ны как по своим масштабам, так и по качественным характеристикам.

А) Протяженность границ. Так, из 24 новых границ протяженностью более 24 тыс. километ­ров, возникших в результате дезинтеграции Советского Союза, более 11 тыс. километров (45,8 %) приходится на Россию.

Б) Несовпадение государственных границ с ландшафтными, этнокультурными, историческими, геополитическими и другими ру­бежами. В условиях общей нестабильности политической и экономи­ческой ситуации на постсоветском пространстве это обстоятельство повышает его потенциальную конфликтность.

Можно выделить следующие региональные подсистемы в новом российском пограничье:

1. Прибалтийскую (границы между Россией, Белоруссией, Латвией, Литвой и Эстонией);

2. Восточнославянскую (границы между Россией, Украиной и Бело­руссией);

3. Кавказскую (все границы между Россией и государствами Закав­казья);

4. Каспийскую (проходящие по поверхности Каспийского моря рубе­жи между новыми прикаспийскими государствами);

5. Центральноазиатскую (границы между новыми государствами Цен­тральной Азии, а также между Россией и Казахстаном).

Особняком стоит Приднестровская (украинско-молдавская) гра­ница, которая хотя территориально и не соотносится с Россией, но иг­рает весьма существенную роль в ее внешней политике.

 

Несмотря на то, что для каждой из подсистем характерна своя спе­цифика потенциальной конфликтогенности, ключевыми проблема­ми для нового российского и всего постсоветского пограничья стали общие проблемы:

1. прозрачность рубежей между подавляющим большинством бывших советских республик

2. неопределен­ность статуса границ, сохраняющаяся в ряде случаев. В предшествующий период эти границы рас­сматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд.

После прекращения существования Союза ССР как субъекта международного права (декабрь 1991 г.) и конституирования Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качест­ве суверенного государства с самостоятельным международно-право­вым статусом, бывшими советскими республиками было произведе­но взаимное признание государственного суверенитета и установлены дипломатические отношения. Политически это квалифицировали как «мирный развод и раздел советского наследства» на основе принципа uti possidetis (владей тем, чем владеешь).

Именно поэтому сегодня на территории бывшего СССР процесс оформления в соответствии с нормами международного права госу­дарственных границ далек от завершения. Нерешенность проблем де­лимитации (делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров) и, как следствие, новых угроз (наркоторговля, неконтро­лируемая миграция, соотношение полномочий в сфере трансгранич­ного взаимодействия между центром и приграничными регионами, влияние процессов глобализации и т. п.), обусловлены, в первую оче­редь спецификой постсоветского периода, наличием целого ряда объ­ективных и субъективных факторов.

Если пограничные конфликты в Средней Азии и на Кавказе зачастую имеют трайбалистскую (англ. tribalism, от лат. tribus - племя, культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, одно из проявлений межплеменной вражды.)или кла­новую подоплеку, то в Прибалтийской и отчасти в Восточноевропей­ской зонах они имеют ярко выраженный политический характер. Так, делимитация границ России с государствами Балтии ставится в пря­мую зависимость от их недружественной или ярко выраженной анти­российской политики. Например,

· Договор о российско-литовской границе от 24 октября 1997 г. был ратифицирован Государственной думой РФ только в мае 2003 г., что, по мнению аналитиков, связано с неприятием Россией вступления прибалтийских государств в НАТО и их требованиями о возмещении ущерба, нанесенного в период вхож­дения Прибалтики в состав СССР.

· Аналогичным образом в 2005 г. бы­ла отозвана подпись Российской Федерации под договором с Эстони­ей о границе, поскольку эстонская сторона в одностороннем порядке включила в текст уже согласованного договора положение о советской оккупации и ответственности России.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) ФАКТОР

Основой зарождения множества конфликтных си­туаций на территории бывшего СССР являются:

· многонациональный состав государства;

· последствия специфических, «марксистско-ле­нинских», подходов к

решению «национального вопроса»;

· формиро­вание и активизация национальных элит.

· стремление большинства новых независимых государств формиро­вать государственность на основе прямолинейной реализации прин­ципа о праве наций на самоопределение. Но поскольку все государст­ва СНГ, за исключением Армении, этнически неоднородны, то любая попытка в интересах «титульной нации» нарушить хрупкий баланс между самоопределением титульной нации и интеграцией националь­ных меньшинств с целью создания моноэтничного государства неиз­менно ведет к дестабилизации ситуации.

· проблема представительства в государственном управлении так называемых этнических меньшинств — русских, нем­цев, узбеков — и связанные с этим вопросы отношений отдельных ре­гионов с центральной властью.

· сфера применения языка и связанная с нею сфера образования также чреваты конфликтами (как школьного, так и высшего).

Так, например, в Казахстане принят один государственный язык — казахский, хотя доля казахов среди населения составляет лишь половину, а этниче­ских русских, по данным государственной переписи 1999 г., насчиты­вается около 30 %. Несмотря на то, что законом о языке определено, что «в местах компактного проживания национальных групп могут быть использованы их языки», в регионах вводятся в действие про­граммы функционирования и развития языков, ориентированных именно на усиление роли казахского языка.

В Молдовелингвистический фактор стал одной из причин возникновения Приднестровского конфликта. В Конституции Молдавии в качестве государственного был провозглашен молдавский язык

Новый всплеск обост­рения отношений с Ригой, пришедшийся на зиму 2004 г., был связан с реформой образования в Латвии, предусматривавшей перевод средне­го образования исключительно на латышский язык. Такая инициатива государства сплотила разрозненные прежде русскоязычные группы и способствовала радикализации их настроения, что едва не привело си­туацию в Латвии к этническому конфликту и крайне отрицательно повлияло на ее отношения с Россией.

Особенно острые формы конфликт принял в таких государствах, как Эстония и Латвия, отказавших большинству русскоязычного населения в пре­доставлении гражданства.

В целом проблема русскоязычного населения — одна из наиболее конфликтогенных на постсоветском пространстве. Всего после распа­да Советского Союза за пределами России (с учетом стран Балтии) оказалось свыше 25 млн. россиян, что составило 17,4 % от общего насе­ления Российской Федерации.

Проведение большинством правительств стран СНГ курса на приоритетное развитие титульных наций вызывает межэт­ническую напряженность в республиках. Политика РФ в отно­шении соотечественников пока отличается непоследовательностью.