ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Литература:
1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2012. —Гл.19.
2. Ланцов С.А. Политическая конфликтология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2008. – гл. 18.
Вопрос 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения,
тенденции развития и типология
Как часто бывало в мировой истории, распад такого многонационального государства, как Советский Союз, породил множество проблем и конфликтов на его бывшей территории.
Территориальные споры - преобладающая причина международных, а в некоторых случаях и внутриполитических конфликтов. Не составляет исключения и постсоветское пространство. Располагая самым мощным экономическим, военно-силовым, демографическим и другим потенциалом по сравнению со всеми сопредельными постсоветскими государствами, Россия столкнулась и с наиболее масштабными пограничными проблемами, практически не имеющими аналогов в мировой истории.
Пограничные проблемы, вставшие перед Россией и другими постсоветскими государствами после распада Советского Союза, уникальны как по своим масштабам, так и по качественным характеристикам.
А) Протяженность границ. Так, из 24 новых границ протяженностью более 24 тыс. километров, возникших в результате дезинтеграции Советского Союза, более 11 тыс. километров (45,8 %) приходится на Россию.
Б) Несовпадение государственных границ с ландшафтными, этнокультурными, историческими, геополитическими и другими рубежами. В условиях общей нестабильности политической и экономической ситуации на постсоветском пространстве это обстоятельство повышает его потенциальную конфликтность.
Можно выделить следующие региональные подсистемы в новом российском пограничье:
1. Прибалтийскую (границы между Россией, Белоруссией, Латвией, Литвой и Эстонией);
2. Восточнославянскую (границы между Россией, Украиной и Белоруссией);
3. Кавказскую (все границы между Россией и государствами Закавказья);
4. Каспийскую (проходящие по поверхности Каспийского моря рубежи между новыми прикаспийскими государствами);
5. Центральноазиатскую (границы между новыми государствами Центральной Азии, а также между Россией и Казахстаном).
Особняком стоит Приднестровская (украинско-молдавская) граница, которая хотя территориально и не соотносится с Россией, но играет весьма существенную роль в ее внешней политике.
Несмотря на то, что для каждой из подсистем характерна своя специфика потенциальной конфликтогенности, ключевыми проблемами для нового российского и всего постсоветского пограничья стали общие проблемы:
1. прозрачность рубежей между подавляющим большинством бывших советских республик
2. неопределенность статуса границ, сохраняющаяся в ряде случаев. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд.
После прекращения существования Союза ССР как субъекта международного права (декабрь 1991 г.) и конституирования Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом, бывшими советскими республиками было произведено взаимное признание государственного суверенитета и установлены дипломатические отношения. Политически это квалифицировали как «мирный развод и раздел советского наследства» на основе принципа uti possidetis (владей тем, чем владеешь).
Именно поэтому сегодня на территории бывшего СССР процесс оформления в соответствии с нормами международного права государственных границ далек от завершения. Нерешенность проблем делимитации (делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров) и, как следствие, новых угроз (наркоторговля, неконтролируемая миграция, соотношение полномочий в сфере трансграничного взаимодействия между центром и приграничными регионами, влияние процессов глобализации и т. п.), обусловлены, в первую очередь спецификой постсоветского периода, наличием целого ряда объективных и субъективных факторов.
Если пограничные конфликты в Средней Азии и на Кавказе зачастую имеют трайбалистскую (англ. tribalism, от лат. tribus - племя, культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность, одно из проявлений межплеменной вражды.)или клановую подоплеку, то в Прибалтийской и отчасти в Восточноевропейской зонах они имеют ярко выраженный политический характер. Так, делимитация границ России с государствами Балтии ставится в прямую зависимость от их недружественной или ярко выраженной антироссийской политики. Например,
· Договор о российско-литовской границе от 24 октября 1997 г. был ратифицирован Государственной думой РФ только в мае 2003 г., что, по мнению аналитиков, связано с неприятием Россией вступления прибалтийских государств в НАТО и их требованиями о возмещении ущерба, нанесенного в период вхождения Прибалтики в состав СССР.
· Аналогичным образом в 2005 г. была отозвана подпись Российской Федерации под договором с Эстонией о границе, поскольку эстонская сторона в одностороннем порядке включила в текст уже согласованного договора положение о советской оккупации и ответственности России.
3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) ФАКТОР
Основой зарождения множества конфликтных ситуаций на территории бывшего СССР являются:
· многонациональный состав государства;
· последствия специфических, «марксистско-ленинских», подходов к
решению «национального вопроса»;
· формирование и активизация национальных элит.
· стремление большинства новых независимых государств формировать государственность на основе прямолинейной реализации принципа о праве наций на самоопределение. Но поскольку все государства СНГ, за исключением Армении, этнически неоднородны, то любая попытка в интересах «титульной нации» нарушить хрупкий баланс между самоопределением титульной нации и интеграцией национальных меньшинств с целью создания моноэтничного государства неизменно ведет к дестабилизации ситуации.
· проблема представительства в государственном управлении так называемых этнических меньшинств — русских, немцев, узбеков — и связанные с этим вопросы отношений отдельных регионов с центральной властью.
· сфера применения языка и связанная с нею сфера образования также чреваты конфликтами (как школьного, так и высшего).
Так, например, в Казахстане принят один государственный язык — казахский, хотя доля казахов среди населения составляет лишь половину, а этнических русских, по данным государственной переписи 1999 г., насчитывается около 30 %. Несмотря на то, что законом о языке определено, что «в местах компактного проживания национальных групп могут быть использованы их языки», в регионах вводятся в действие программы функционирования и развития языков, ориентированных именно на усиление роли казахского языка.
В Молдовелингвистический фактор стал одной из причин возникновения Приднестровского конфликта. В Конституции Молдавии в качестве государственного был провозглашен молдавский язык
Новый всплеск обострения отношений с Ригой, пришедшийся на зиму 2004 г., был связан с реформой образования в Латвии, предусматривавшей перевод среднего образования исключительно на латышский язык. Такая инициатива государства сплотила разрозненные прежде русскоязычные группы и способствовала радикализации их настроения, что едва не привело ситуацию в Латвии к этническому конфликту и крайне отрицательно повлияло на ее отношения с Россией.
Особенно острые формы конфликт принял в таких государствах, как Эстония и Латвия, отказавших большинству русскоязычного населения в предоставлении гражданства.
В целом проблема русскоязычного населения — одна из наиболее конфликтогенных на постсоветском пространстве. Всего после распада Советского Союза за пределами России (с учетом стран Балтии) оказалось свыше 25 млн. россиян, что составило 17,4 % от общего населения Российской Федерации.
Проведение большинством правительств стран СНГ курса на приоритетное развитие титульных наций вызывает межэтническую напряженность в республиках. Политика РФ в отношении соотечественников пока отличается непоследовательностью.