Теории X и Y


Развивая свою концепцию, постепенно Макгрегор пришел к выводу о необходимости создания новой теории и практики.

Он разрабатывает дихотомию теорий, условно обозначив их теория

X и теория Y. Это две модели поведения руководителей.

Первая модель (теория X) соответствовала сложившимся взглядам на

проблемы социального управления; вторая модель (теория Y) базировалась

на интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе.

Теория X основана на применении методов принуждения и поощрения

(≪кнута и пряника≫, ≪морковки и палки≫), которыми пользуется

автократичный руководитель, чтобы навязать свою волю подчиненным.

Основные положения теории X сводятся к следующему:

•люди не любят трудиться и по возможности избегают любой

работы. Макгрегор подкреплял это положение таким аргументом:

≪Это утверждение имеет глубокие корни. Наказание Адама

и Евы, вкусивших плод с Древа Познания, заключалось в изгнании

из рая на землю, где для того, чтобы жить, надо работать≫;

•чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать

принуждение, страх, угрозу наказания и контроль. Макгрегор

писал, что отвращение к работе настолько сильное, что даже

обещания вознаграждения не всегда достаточно, чтобы его преодолеть.

Только угроза наказания поможет уладить дело;

•люди предпочитают, чтобы ими руководили, ≪их направляли≫

и избегают всякой ответственности, ≪имеют не слишком большие

притязания≫;

•люди стремятся быть защищенными, ≪нуждаются в безопасности

существования≫.

Принцип ≪морковки и палки≫, который соответствует теории X, в определенных обстоятельствах срабатывает достаточно хорошо. Менеджмент может обеспечить условия для удовлетворения физиологических (в определенных пределах) потребностей и потребности

в безопасности существования. Таковыми являются: занятость, заработная

плата, условия труда, премия. С помощью этих средств индивида

можно держать под контролем до тех пор, пока он борется

за существование... Но принцип ≪морковки и палки≫ перестает быть

эффективным, как только человек достигает соответствующего уровня

существования и мотивами его поведения становятся потребности

более высокого порядка.

Таким образом, в содержании теории X отражен традиционный

подход управления предприятием, который состоит в том, что руководитель

использует власть и контроль для воздействия на подчиненных.

Работник не имеет никаких прав и рассматривается в качестве

объекта этого воздействия.

Выдвинутая Макгрегором теория Y имеет прямо противоположные

позиции, в ней отражен предложенный им новый подход управления

человеческими отношениями. Теория Y базируется на ≪иерархии

потребностей≫ Маслоу.

Теория Y основное внимание уделяет созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им

возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении целей организации.

Основными положениями теории Y руководствуются лидеры демократического стиля.

Концепция теории Y сводится к следующему:

•для людей труд является естественным процессом, и они берут

на себя ответственность при выполнении различных функций.

≪Обыкновенному человеку отнюдь не присуще отвращение

к труду≫. Макгрегор также подчеркивал, что ≪нормальный

человек в нормальных условиях не только готов брать

на себя ответственность, но и ищет ее≫;

•люди стремятся к творческому решению возникающих проблем,

однако при этом их творческий потенциал используется не

полностью, а частично;

•стремясь к достижению поставленных целей, люди используют

самоуправление и самоконтроль;

•имея возможность приобщиться к достижению поставленных

целей, люди рассматривают это как вознаграждение. Так, самореализация

является результатом усилий, направленных работником

для достижения целей конкретной организации.

В основу теории Y Макгрегор положил ≪интеграцию≫, т.е. создание

таких условий для развития человеческой личности в организации,

при которых работники имеют возможность достижения своих

индивидуальных целей, направляя свои усилия на повышение эффективности

работы всей организации. Однако в организации могут возникнуть препятствия для развития сотрудничества между людьми.

Макгрегор связывал их не с природой человека, а объяснял

невозможностью менеджмента реализовать возможности человеческих

ресурсов.

Наряду с первичными потребностями (в пище, одежде, жилище

и т.д.), Макгрегор выделял важный для каждого человека такой вид

потребностей, как ≪престижные≫ (эгоистические) потребности, среди

которых он различал два подвида:

потребности самооценки (уверенность в своих силах, компетентность, самоуважение, самостоятельность, чувство достоинства,

прочное материальное положение и др.);

потребность в высоком социальном статусе, признании, хорошей

репутации и др.

В отличие от первичных, ≪престижные≫ потребности удовлетворяются далеко не всегда, что не может устраивать человека. Макгрегор отмечал, что ≪по мере того, как в процессе управления обеспечивается удовлетворение физиологических потребностей, происходит

смещение акцента в мотивации в сторону социальных и престижных

потребностей≫. Он считал, что для человека главными потребностями

являются социальные и эгоистические.