Теории X и Y
Развивая свою концепцию, постепенно Макгрегор пришел к выводу о необходимости создания новой теории и практики.
Он разрабатывает дихотомию теорий, условно обозначив их теория
X и теория Y. Это две модели поведения руководителей.
Первая модель (теория X) соответствовала сложившимся взглядам на
проблемы социального управления; вторая модель (теория Y) базировалась
на интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе.
Теория X основана на применении методов принуждения и поощрения
(≪кнута и пряника≫, ≪морковки и палки≫), которыми пользуется
автократичный руководитель, чтобы навязать свою волю подчиненным.
Основные положения теории X сводятся к следующему:
•люди не любят трудиться и по возможности избегают любой
работы. Макгрегор подкреплял это положение таким аргументом:
≪Это утверждение имеет глубокие корни. Наказание Адама
и Евы, вкусивших плод с Древа Познания, заключалось в изгнании
из рая на землю, где для того, чтобы жить, надо работать≫;
•чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
принуждение, страх, угрозу наказания и контроль. Макгрегор
писал, что отвращение к работе настолько сильное, что даже
обещания вознаграждения не всегда достаточно, чтобы его преодолеть.
Только угроза наказания поможет уладить дело;
•люди предпочитают, чтобы ими руководили, ≪их направляли≫
и избегают всякой ответственности, ≪имеют не слишком большие
притязания≫;
•люди стремятся быть защищенными, ≪нуждаются в безопасности
существования≫.
Принцип ≪морковки и палки≫, который соответствует теории X, в определенных обстоятельствах срабатывает достаточно хорошо. Менеджмент может обеспечить условия для удовлетворения физиологических (в определенных пределах) потребностей и потребности
в безопасности существования. Таковыми являются: занятость, заработная
плата, условия труда, премия. С помощью этих средств индивида
можно держать под контролем до тех пор, пока он борется
за существование... Но принцип ≪морковки и палки≫ перестает быть
эффективным, как только человек достигает соответствующего уровня
существования и мотивами его поведения становятся потребности
более высокого порядка.
Таким образом, в содержании теории X отражен традиционный
подход управления предприятием, который состоит в том, что руководитель
использует власть и контроль для воздействия на подчиненных.
Работник не имеет никаких прав и рассматривается в качестве
объекта этого воздействия.
Выдвинутая Макгрегором теория Y имеет прямо противоположные
позиции, в ней отражен предложенный им новый подход управления
человеческими отношениями. Теория Y базируется на ≪иерархии
потребностей≫ Маслоу.
Теория Y основное внимание уделяет созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им
возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении целей организации.
Основными положениями теории Y руководствуются лидеры демократического стиля.
Концепция теории Y сводится к следующему:
•для людей труд является естественным процессом, и они берут
на себя ответственность при выполнении различных функций.
≪Обыкновенному человеку отнюдь не присуще отвращение
к труду≫. Макгрегор также подчеркивал, что ≪нормальный
человек в нормальных условиях не только готов брать
на себя ответственность, но и ищет ее≫;
•люди стремятся к творческому решению возникающих проблем,
однако при этом их творческий потенциал используется не
полностью, а частично;
•стремясь к достижению поставленных целей, люди используют
самоуправление и самоконтроль;
•имея возможность приобщиться к достижению поставленных
целей, люди рассматривают это как вознаграждение. Так, самореализация
является результатом усилий, направленных работником
для достижения целей конкретной организации.
В основу теории Y Макгрегор положил ≪интеграцию≫, т.е. создание
таких условий для развития человеческой личности в организации,
при которых работники имеют возможность достижения своих
индивидуальных целей, направляя свои усилия на повышение эффективности
работы всей организации. Однако в организации могут возникнуть препятствия для развития сотрудничества между людьми.
Макгрегор связывал их не с природой человека, а объяснял
невозможностью менеджмента реализовать возможности человеческих
ресурсов.
Наряду с первичными потребностями (в пище, одежде, жилище
и т.д.), Макгрегор выделял важный для каждого человека такой вид
потребностей, как ≪престижные≫ (эгоистические) потребности, среди
которых он различал два подвида:
•потребности самооценки (уверенность в своих силах, компетентность, самоуважение, самостоятельность, чувство достоинства,
прочное материальное положение и др.);
•потребность в высоком социальном статусе, признании, хорошей
репутации и др.
В отличие от первичных, ≪престижные≫ потребности удовлетворяются далеко не всегда, что не может устраивать человека. Макгрегор отмечал, что ≪по мере того, как в процессе управления обеспечивается удовлетворение физиологических потребностей, происходит
смещение акцента в мотивации в сторону социальных и престижных
потребностей≫. Он считал, что для человека главными потребностями
являются социальные и эгоистические.