Эволюция информационных технологий
Классификация информационных технологий
Оглавление
Доля работающих малоимущих от общего числа занятых по отдельным регионам (в процентах)
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений
ЛЕКЦИЯ № 2. Этапы развития современного мирового хозяйства. Тенденция развития мировой экономики
1. Этапы развития современного мирового хозяйства
2. Тенденции развития мировой экономики на рубеже XX–XXI вв
ЛЕКЦИЯ № 3. Субъекты мирового хозяйства. Критерии выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики, тип экономического развития, уровень и характер внешнеэкономических связей
1. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой
2. Группа развитых стран
3. Группа развивающихся стран
4. Группа стран с переходной экономикой
ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран – членов ОПЕК
ЛЕКЦИЯ № 5. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность
ЛЕКЦИЯ № 6. Международное разделение труда – основа развития современного мирового хозяйства
ЛЕКЦИЯ № 7. Международная миграция рабочей силы
1. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды
2. Международная организация по миграции (МОМ)
3. Традиционные центры притяжения рабочей силы
4. Нетрадиционные центры притяжения рабочей силы
ЛЕКЦИЯ № 8. Мировой рынок и международная торговля
1. Общая характеристика
2. Внешнеэкономические связи России
ЛЕКЦИЯ № 9. Международное движение капитала
1. Сущность и формы международного движения капитала
2. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность
3. Евро и доллары (евродоллары)
4. Основные участники мирового финансового рынка
5. Мировые финансовые центры
6. Международный кредит. Сущность, основные функции и формы международного кредита
ЛЕКЦИЯ № 10. Потенциал мировой экономики
1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Сущность
2. Земельные ресурсы
3. Водные ресурсы
4. Лесные ресурсы
5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Сущность. Население. Экономически активное население. Проблемы занятости
ЛЕКЦИЯ № 11. Международные валютные отношения
1. Мировая валютная система. Ее сущность
2. Основные понятия мировой валютной cистемы: валюта, валютный курс, валютные паритеты, конвертируемость валюты, валютные рынки, валютные биржи
3. Становление и развитие МВС
4. Платежный баланс. Структура платежного баланса. Неравновесие платежного баланса, причины возникновения и проблемы урегулирования
5. Проблемы внешней задолженности
6. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики
ЛЕКЦИЯ № 12. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
1. Сущность международной экономической интеграции
2. Формы международной экономической интеграции
3. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе
4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)
5. Интеграционные процессы в Азии
6. Интеграционные процессы в Южной Америке
7. Интеграционные процессы в Африке
ЛЕКЦИЯ № 13. Инструменты внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные ограничения
ЛЕКЦИЯ № 14. Система международных экономических организаций
1. Сущность и понятия международных экономических организаций
2. Классификация международных экономических организаций
ЛЕКЦИЯ № 15. ТНК и их значение в мировой экономике
ЛЕКЦИЯ № 16. Регионы в современном мире хозяйства
1. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
2. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
Литература |
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 160 2. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. Пособие. – Мн.: “Ураджай”, “Интерпрессерсвис”, 2001. 3. Дурцева А.Г., Замятина К.Ю., Симонов С.Г. Теоретические основы мирового хозяйства: Учебное пособие Под редакцией А.Н. Силина. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. 4. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы/ Под ред. И.П. Фаминского. – М.: Междунар. отношения, 1995. 5. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А, Киселевой. – Киров: Изд-во АСА, 1994. 6. Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая итеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника “Экономика и жизнь”, 1998. 7. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер с англ. Общ. ред. И предисл. О.В. Иванововй. – М.: Прогресс, 1992. 8. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие. – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 9. Международные экономические отношения.: Учебник под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: Журнал “Внешнеэкономический бюллетень”, Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997. 10. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран Под ред. В.П. Колесова, М.И. Осьмовой. – М.: 2000. 11. Мировая экономика/ Под ред. В.К. Ломакина. – М.: Изд-во АНКИЛ, 1995. 12. Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны: Закономерности и противоречия воспроизводственного механизма Н.С. Бабинцева, И.К. Ключникова, А.И. Полянина и др.; Под ред. Н.С. бабинцевой. – Л.: Изд-во ленинградского университета, 1988. 13. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. Для вузов. – М.: Высш.шк., 1996. 14. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. 15. Стрыгин А.В. Мировая экономика. – М.: “Экзамен”, 2001. |
Контрольные вопросы к экзамену (зачету) | |
1. Цель, предмет и метод изучения курса. 2. Понятие мировой экономики как системы. 3. Целостность системы мировой экономики. 4. Различия в системе мировой экономике. 5. Система показателей мировой экономики. 6. Структура мирового хозяйств и критерии выделения подсистем. 7. Классификация стран по экономическому потенциалу. 8. Классификация стран по уровню социально-экономического развития. 9. Классификация стран по суммарным показателям (ООН). 10. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства. 11. Мировой рынок и его конъюнктура. 12. Международная торговля и значимость России на мировом рынке. 13. Общая характеристика методов регулирования международной торговли. 14. Тарифные методы регулирования международной торговли. 15. Нетарифные методы регулирования международной торговли. 16. Роль ГАТТВТО в регулировании международной торговли. 17. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования. 18. Международный рынок услуг. 19. Международное движение капитала: сущность, структура, динамика. 20. Международное кредитование. 21. Привлечение иностранных кредитов. 22. Иностранные инвестиции в России. 23. Вывоз капитала из России. 24. Международный рынок рабочей силы и его регулирование. 25. Валютные рынки и валютные операции. 26. Валютные курсы и валютные системы. 27. Формы международных расчетов. 28. Платежный баланс. 29. Расчетный баланс. 30. Методы балансирования. 31. Формы интеграционных объединений. 32. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. 33. Европейский Союз. 34. Международные экономические организации. 35. Международные экономические организации. 36. Эволюция ТНК в мировой экономике и причины транснационализации деятельности фирм. 37. Специфика деятельности ТНК. 38. Контрактные формы деятельности ТНК. 39. Внутрифирменное международное производство. 40. Отраслевая структура производства ТНК. 41. Финансово-промышленные группы США. 42. Японские финансово-промышленные группы. 43. Южно-корейские финансово-промышленные группы. 44. Транснациональные ФПГ Германии. 45. Финансово-промышленные группы России. 46. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей. 47. Торговля России со странами СНГ. 48. Политика России в области регулирования внешней торговли. 49. Иностранные инвестиции в России. 50. Россия и Всемирная торговая организация. |
Программные средства состоят из общего и прикладного программного обеспечения (рис. 1.1.).
Общее программное обеспечение реализует технологии операционных систем, систем программирования и программ технического обслуживания компьютера.
Операционная система (ОС) представляет собой программу, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю технологии, с помощью которых можно запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл, общаться с компьютером, обрабатывать данные в разных режимах и т.д.
Системы программирования в основном используются для проектирования и представляют язык программирования и программу перевода (транслятор, компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды. Наиболее перспективным является объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование в последнее время стало визуальным (VO -Visual Objects).
Программы технического обслуживания предоставляют сервис для эксплуатации компьютера, выявления ошибок при сбоях, восстановления испорченных программ и данных.
Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ, или пакетов прикладных программ, называемых приложениями.
Для классификации информационных технологий используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:
• применение в предметной области; .
• функции применения;
• тип обрабатываемых данных;
• способ передачи данных;
• способ объединения технологий.
По применению в предметной областиприкладное программное обеспечение делится на предметные и прикладные приложения.
Предметные приложения представляют собой типовые пакеты программ решения конкретных задач, подсистем экономических информационных систем, функциональных информационных систем. Примерами типовых программ решения конкретных задач являются АРМ - автоматизированные рабочие места работников организации.
Автоматизированным рабочим местом - АРМ -называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение - автоматизация рутинных работ информационного работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, складского работника, операциониста банка, менеджера. Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсистемы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т.д. Примерами, функциональных информационных систем являются банковские, страховые, налоговые и другие системы.
Для создания предметных приложений подсистем ЭИС, функциональных информационных систем и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и информационные технологии общего назначения. Примерами обеспечивающих предметных технологий являются Project Expert, Marketing Expert, и приложения фирм 1C, Галактика, ПАРУС, BAAN, BaySIS и другие. Для применения обеспечивающего предметного приложения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной области. Следовательно, для изучения обеспечивающих предметных технологий требуются знания предметной области. Поэтому они не рассматриваются в данном учебном пособии.
Прикладные приложения (рис. 1.1) являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически цо всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, интернет. Для их изучения не требуется знание предметной области.
Цель данного курса - изучение информационных технологий общего назначения для использования при решении задач в экономике исправлении.
По функциям применения можно выделить следующие, виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.
Для автоматизации типовых расчетов были созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях. Например, электронные таблицы.
Для хранения данных были разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к появлению распределенной обработки данных, информационных хранилищ.
Документооборотозначает, что на компьютере должны решаться задачи систематизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности информационных работников. Автоматизация обработки Документов начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.
Для автоматизации функций коммуникации разработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленными пользователями разработана электронная почта.
Для организации коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.
Для поддержки принятия решений разрабатывались экспертные системы и базы знаний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, деловые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.
По типу обрабатываемых данных можно выделить текстовые, табличные, графические, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.
Текстовые данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией. Числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД).
Графические данные обрабатываются двух и трехмерными графическими процессорами. Мультимедийные технологии и видеоконференция
обрабатывают все типы данных, включая объекты реального времени: звук и видео.Геоинформационные технологии обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственные данные. Знания используется в экспертных системах, системах поддержки принятия решений, аналитических системах, относящихся к управленческим технологиям.
По способу передачи данных можно выделить сетевые и несетевые информационные технологии.
Сетевые информационные технологии обеспечиваются сетевой операционной системой. К ним относятся электронная почта, распределенная обработка данных, информационные хранилища, электронный документооборот, технологии интранет, интранет/интернет, видеоконференций, поддержки принятия решений.
Информационные технологии, работающие под управлением операционной системы, относятся к несетевым. Кним относятся технологии электронного офиса, за исключение электронной почты, электронные таблицы и графические процессоры.
По способу объединения можно выделить интегрированные информационные технологии общего назначения и технологии интегрированных систем общего назначения.
Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с. развитым информационным взаимодействием между ними. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением, например, электронный офис.
Интегрированная информационная система представляет собой слияние (конвергенцию, объединение) интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему, При этом происходит усложнение и интеграция выполняемых функций, трудно вычленить первоначальные технологии. Примером интегрированной информационной системы является информационное хранилище.
Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет. Знания стали тиражироваться.
1946 г - начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые в истории человечества был создан способ записи для долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования. С момента появления первой ЭВМ информационные технологии прошли ряд этапов.
Iэтаппродолжался до начала 60-х гг.
II этапдлился до начала 80-х гг.
III этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х гг. был сконструирован персональный компьютер (ПК).
Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий
формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий - создание информационных технологий для формализации знаний, цель - проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных. Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблица, графика, база данных и т.д.) существовала отдельная технология, то сейчас они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.
IV этап — до 95 г. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация общества.
Появление гипертекстовой технологии качественно изменило подходы к разработке существующих и новых программных средств. Она стала инструментом разработки технологии мультимедиа. Появились графические операционные системы Windows, OS-2, объектно-ориентированные визуальные технологии, CASE-технологии для проектирования.
Продолжается интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые и мультимедийные технологии включаются практически во все приложения как составной элемент обработки и передачи данных.
Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Появляется Всемирная Паутина - интернет и локальная корпоративная сеть - интранет.
Появляются электронные офисы, информационные хранилища (склады данных), системы электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, системы групповой работы, геоинформационные системы.
В экономической сфере это приводит к появлению корпоративных и транснациональных информационных систем. Реализуются новые методы управления, в среде информационных технологий: реинжениринг, интеллектуальные информационные технологии, анализ и поддержка принятия решений.
Создались предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам и т.д. Информация становится стратегическим ресурсом. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.
V этап - с 1995 г. Глобализация.
Появление IP протоколов для мобильных телефонов (VoIP и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий - доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель - глобализация общества.
Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатизация означает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности, глобализацию. Появилась индустрия информационных услуг, как для производственной, так и для бытовой деятельности.
Информационная инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео- и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, достаточное для обеспечения всех информационных услуг сети ЭВМ и электронной почты, а также замены бумажных носителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства, новых видов искусства и средств производства, перечисленных выше.