ТЕМА 6. СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО


Вопрос 25. Правовые изменения в статусе лиц

Вопрос 24. Правовые категории лиц в зависимости от статуса семьи

Вопрос 23. Правовые категории лиц в зависимости от статуса гражданства.

Вопрос 22.Правовые категории лиц в зависимости от статуса свободы

Вопрос 21. Общие начала правового положения лиц в частном праве

Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере ча­стного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек дол­жен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен бытьчеловекомс позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он дол­жен представлятьлицо (persona) с позиций гражданского права.

На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько об­стоятельств: его состояние свободы или несвободы (status libertatis), состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п. (status civitatis), его положение в римской семье (status familiae).

Состояние полной правоспособности включало в себя несколько наиболее существенных элементов: 1) jus conubii — право вступать в пол­ноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов се­мьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия; 2) jus comniercii — право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных прав, вступать в различные пре­дусмотренные сделки; 3) testamenti factio — обладание завещательной спо­собностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию; 4) legis actio — право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом фор­мами охраны своих интересов.

Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной пра­воспособностью — caput, невзирая на положение в семье, и никогда не мог­ли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной caput характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле.

 

В зависимости от status libertatis лица в интересах частного права раз­делялись на три класса: свободные (это качество было безусловно обяза­тельным для обладания римским гражданством и полной правоспособ­ностью), рабы и вольноотпущенники.

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не толь­ко по своему реальному жизненному положению, но и в отношении при­знаваемых за ними прав. Рабство могло быть фактическим (по праву других народов, по чужим обычаям и т.п.) и правоустановленным.

Источниками правоустановленного рабства могли быть: а) рождение от матери-рабыни, б) пленение на войне «врага Рима», т.е. человека, принадлежавшего открыто враждебному для рим­ского народа государству или иному сообществу; в) продажа в рабство — в порядке ответственности по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада, г) осуждение на пребывание в рабстве за преступ­ления. Раб пользовался частичным признанием своей человеческой лич­ности, и связанные с этим проявления гарантировались правом.

Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных римских граждан; в этом смысле они противопоставлялись свободнорож­денным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпуска­лись из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «вра­гом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства. В сфере публичного права вольноотпущенники навсегда подвер­гались ограничениям в занятии государственных должностей. В сфере частного права вольноотпущенники не признавались вполне самостоятельными и долж­ны были до конца своей жизни подвергаться патронату прежнего госпо­дина. Положение вольноотпущенников наиболее показательно свиде­тельствует, что одного состояния свободы было недостаточно, чтобы стать полноправным и ничем в своих частных правах не ограниченным субъек­том цивильного римского права. Необходимо было обладать еще особым качеством — быть лицом «своего права», что определялось другими правовыми условиями.

 

В классическую эпоху римского права на общую правоспособность лиц в сфере частного права влияла также принадлежность к той; или другой категории гражданства, установленной публичным правом. В этом отношении наряду с полноценными римскими гражданами выделялись две специализированные категории: латины и перегрины.

Латины (latini) были исторически и этнически специализированной категорией гражданства для населения так называемых союзни­ческих территорий, окружавших собственно Рим в Италии, прежде всего области Лациума. Латины не имели публичных прав, признан­ных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов.

Перегринами (peregrini) назывались все другие свободнорож­денные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинс­кому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства. Перегрины не только были лишены публично-правового статуса, прису­щего римским гражданам, но и в сфере частных прав существенно огра­ничивались. Пере­грины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако признавалось, что они обладают частными правами в рамках jus gentium, т.е. считаются субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам.

Полностью самостоятельной гражданской правоспособностью (лицом своего права — persona sui juris) в требованиях римского цивиль­ного права мог быть только глава, или отец семейства.

Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; его власть прекращалась только со смертью домовладыки или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве. Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье степени родства.

Зависимость других членов римского клана-семьи от домовлады­ки была троякого рода. Под властью состояли рабы, дети, рожденные в правильном браке; в их отношении преимущество гражданской правоспособности домовладыки было бесспорно.

Жена (другие женщины-родствен­ницы) считалась находящейся под рукой (вследствие давности прожива­ния, покупки жены и т.п. признанных правом обстоятельств).

В состоянии обладания (in mancipii) могли находиться другие домочадцы — вольноотпущенники, свободнорожденные, но не римские граж­дане, клиенты и др. — которые по частноправовым обстоятельствам попа­ли в зависимость от домовладыки и, следовательно, сами не пользовались всеми или большинством предписанных правом правомочий цивильного права; они могли быть отчуждены наравне с рабами.

Право допускало изменение правоспособности (capitis deminutio) в сторону ееухудшения.

Полная утрата всех личных качеств (статуса persona) наступала вследствие гражданской смерти (пленение, продажа в рабство за Тибр, т.е. на территорию вне Рима, безусловное из­гнание).

При сохранении качеств persona человек мог подвергнуться троя­кому по значимости ухудшению статуса: лишение свободы считалось как наибольшее ухудшение статуса; утрата римского гражданства и приобретение другого рассматривалось как среднее ухудшение; изменение положения в семье счита­лось как наименьшее ухудшение статуса.

Менее характерным, но все же признаваемым правом явлением было и изменение статуса в сторону улучшения — т.н. усиление состоя­ния. Так же как и уменьшение, усиление статуса могло быть минималь­ным (в рамках семьи), средним (приобретение другой категории гражданства), наиважнейшим (освобождение от рабства прежде полноправного римского гражданина).