Терроризм в России


Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве. Он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических требований.

В настоящее время наиболее эффективным методом террора является насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ. И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и его лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора - бурная реакция средств массовой информации.

Террор в России имеет длительную историю. Его практиковали многие революционные организации. В 19-м веке к нему были склонны народовольцы. Ими бы убит император Александр II, а ряд других представителей верховной власти. В 1902-1907 гг. эсеровскими и иными террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов, включая убийства министров, депутатов Государственной думы, жандармов, полицейских и прокурорских работников.

В настоящее время для многих стран, в т.ч. для России, терроризм уже стал фактором внутренней и внешней политики: ужесточается антитеррористическое законодательство, растут расходы на содержание силовых структур, проводятся милицейские и военные операции, делаются попытки организовать международное сотрудничество, цель которого – обмен информацией и опытом по борьбе с различными формами экстремизма.

После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными", и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Специфика исламского терроризма во многом определяется особенностями ислама как религии. Коран проповедует мир среди "уверовавших" (т.е. мусульман), допускает мирное сосуществование с неверными, но оправдывает истребление последних, если они выступают "врагами Аллаха и мусульман".

В Америке исламисты видят в не только оплот Израиля, но и средоточие "мирового зла" - авангард западной либеральной, материалистической цивилизации, не столько "христианской", сколько "безбожной". Исламисты относятся враждебно и к таким странам, как Индия (из-за Кашмира), Россия (из-за Чечни), Сербия (из-за Боснии), Эфиопия (из-за Эритреи). Соответственно, эти страны также являются реальными или потенциальными мишенями для террористических атак. Объектами атак стали и страны, пославшие свои войска в такие исламские страны, как Афганистан и Ирак.

Исламские террористические организации успешно используют для совершения терактов камикадзе. Эта практика основана на культе "мученической смерти ради Аллаха", вытекающем из доктрины джихада. Погибшего праведника ожидает рай, как средоточие многих благ, в том числе и молодые женщины-девственницы, что особо притягательно для молодых мужчин, которые составляют подавляющую массу смертников-террористов.

К их числу предпосылок терроризма в России можно отнести и внутренние причины: экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда честным способом), безработицу, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, общее падение нравов, взрыв преступности. Особенно эти причины ярко проявляют себя на Северном Кавказе, депрессивном регионе, где проживает мусульманское население.

Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:

- социально- экономические меры – снятие социальной напряженности, подъем уровня жизни населения, ликвидация безработицы и др.;

- правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

- общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;

- административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

- специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

Примерно по такой программе и ведется работа созданного в стране антитеррористического комитета, руководимого главой ФСБ.

Но наряду с государственными органами немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.