Виды нормативных актов.
Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законыи подзаконные акты.Очень часто используется термин ≪законодательство≫, В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.
Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных
актов:
Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой. |
Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов. Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная
власть в стране. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в
обществе.
По своей значимости законы делятся на три группы:
1. основные законы ) (Конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);
2. конституционные законы,регулирующие вопросы общественнойжизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию.
3. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ; текущие (обычные) законы,принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
По мере значимости:
1. Конституция РФ
(Федеральные конституционные законы особенные, они разъясняют Конституцию и по ее вопросам прямо указанным там. Они могут быть приняты по вопросам: закон о высшем арбитражном суде РФ, о верховном суде РФ, о ЧП и военном положении, об уполномоченном по правам человека, о гимне, о флаге, о гербе и др. Для таких законов нужна более строгая процедура. И нужна 2/3 голосов от депутатов Гос. Думы (301 голос из 450) и 3/4 из совета федерации. Президент обязан подписать и обнародовать федеральный конституционный закон)
2. Закон о конституционных поправках РФ ( как и ФКЗ принимаются. Президент не имеет права отклонить. Должен быть одобрен субъектами РФ в лице их высших лиц и нужно 2/3 проголосовавших субъектов РФ "за". На процесс дается год. Молчание знак не согласия. 2008 год- первые поправки после издания Конституции)
3. Федеральные конституционные законы (ФКЗ)
4. Федеральные законы
Процесс принятия законов: Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет принятые законы Думой, а Президент подписывает и обнародовает законы или отклоняет их.
Депутаты должны больше 1/2 проголосовать( 225+1 (по документам счет, а не по количеству присутствующих счет депутатов), В Совете Федерации хватит 1/2 (84 из 166) или не голосовать 14 суток, но Совет не может игнорировать законы о войне, о налоговых сборах, федеральном бюджете и т.п. Если закон не одобрен, то образуется Согласительная комиссия, для каждого закона, она своя, вырабатывает приемлемый вариант закона. И потом снова в Совет и к Президенту и до бесконечности.
Дума может преодолеть вето Совета Федерации, 2/3 (301 из 450) от общих членов Думы и закон у Президента.
У президента куча юристов и они рассматривают все эти вещи, а сам президент лишь потом решает подписать или нет. Если вето президента и нужен закон именно без поправок, то 2/3 нужно голосов в каждой палате( 2/3 в Думе, 2/3 в Совете). Парламент преодолевает вето президента и президент ОБЯЗАН подписать его.
Закон считается вступившим в силу только после 10 дней издания его или появлении его в СМИ в течении этого же срока. Также в самом законе может быть указан срок его принятия как УК 1 января 1993, хотя принят ранее.
Разновидность текущих законов: