Научно сконструированные
а) деятельностныеопределения
характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления.
К таким стадиям относятся:
–определение целей политики,
–принятие решений;
–организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей;
–регулирование политической деятельности; контроль за ней;
–анализ полученных результатов и определение новых целей политики.
Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
б) телеологические (teleos-цель) трактовки политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей".
в) с системной точки зрения (Д. Истон и Г. Алмонд)
политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии.
Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей:
1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных; 3) интеграция обществ
Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Происхождение политики:
Итак, на ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем: решения старейшины, вождя; мнение общего собрания, общины; религиозные табу.
Однако с возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.
Происхождение политики:
Итак, на ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем:
Общество без политики | Политически организованное общество |
Социальная однородность | Усиление социальной, этнической, религиозной дифференциации общества |
Общественная власть исходит от старейшин, опирается на традиции, обычаи, мнение общины, боязнь божьей кары | Появление классовых (политических) конфликтов. Публичная власть, государство вместо внегосударственных методов воздействия и общественных институтов |
Поддержание порядка за счет самоуправления, самоорганизации | Слой профессионалов–управленцев вместо института самоуправления |
Таким образом, с появлением непримиримых интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.
Таким образом, политика появляется там, где возникли политические конфликты, которые уже не могли быть разрешены с помощью внегосударственных методов: моральные нормы, самоуправление, авторитет. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.
Итак, политика сегодня рассматривается как область отношений, видов деятельности по осуществлению общих интересов, с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть и государство.
Государство – центральный институт политики, так как его цель – свести индивидуальные, коллективные интересы в единое, всеобщее, целое.
Свойства политики:
Неотъемлемым онтологическим свойством политики является еепространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории.
Способность политики разворачивать свои процессыво времени объясняется ее свойствомтемпоральности.
Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций.
Структура политики: политические отношения; политическая организация; политическая деятельность; политическое сознание.
Уровни:
микроуровень: деятельность партий, организаций, движений, профсозов, личностей, лоббистов;
макроуровень: сфера государственной власти ее устройства;
мегауровень: международные организации (ООН, ОБСЕ, ЕЭС, ЛАГ и др).
Функции:
1 Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.
2 Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общства, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
3 Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
4 Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
5 Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
6 Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.
Объект политики:любая человеческая проблема, если она становится общезначимой и требует для своего решения коллективных действий людей, обращенных к власти.
Субъекты (акторы) политики:
а) индивидуальные
б) коллективные: нации, этносы, социальные группы, народ; политические институты: государство, политические партии
Чтобы стать субъектом политики, социальная общность должна:
а) осознать свои интересы, отличные от других;
б) оформиться организационно (партийная структура, наличие региональных отделений), идеологически (наличие программы)
в) реализовать свои интересы в практической деятельности выработать средства воздействия на государственную власть.
По длительности:
а) долгосрочная (10-15лет), среднесрочная (3-5лет),
б) стратегическая (выбор коренных целей), тактическая (направленная на реализацию стратегических целей).