Шарль-Луи де Секондат Монтескье


Вопрос.

 

В Х1У-ХУ1 вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие к складыванию в Европе индустриального общества. Новое время – это эпоха буржуазных революций, когда начинает утверждаться новый социально-политический строй, буржуазное государство. Началом Нового времени традиционно считается английская буржуазная революция середины ХУ11 в., а точнее с эпохи Возрождения. Почему?

Именно в этот период католическая церковь начинает терять свои позиции. Социально-экономические перемены находят свое отражение не только в науке, искусстве, культуре, но и политической мысли. На смену средневековой схоластике приходят светские (гуманитарные) науки. Они изучают не Бога, а человека, его психологию, мораль. Отправной точкой политических концепций выступает человек, гражданин. Обращение к человеку обусловило резкое повышение интереса к античности, когда философия и наука были свободны от влияния богословия.

Одним из первых буржуазных теоретиков был великий флорентинец эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527)

Итальянский политик и писатель. Сын юриста, Макиавелли с детства наблюдал все перипетии политической жизни Флоренции и потому до тонкостей изучил общество своего времени. Находился на должности Второго канцлера (1498—1512) Флоренции; в этот период его неоднократно направляли с поручениями во Францию, немецкие земли и итальянские государства. Какое-то время провел в тюремном заключении; с восстановлением власти Медичи предался литературной деятельности. Основной его труд — «Государь», изданный в 1531 г. Книга во многом основывалась на личных впечатлениях автора от правления Чезаре Борджиа. Труд писался как руководство, адресованное будущему правителю объединенной Италии. Слово «макиавеллизм» со временем стало означать политику, отмеченную «хитростью» и «двуличием».

Н.М. провозгласил: человек, а не Бог – центр вселенной. Он стал известным благодаря:

во-первых, своему «научному» методу», т.к. стал первым рассматривать политику как особую сферу научного исследования; его подход основывался на изучении деятельности современных ему правительств такими, какими они были на самом деле. Политическая наука, полагал Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей. Используя свой метод М. смог дать реалистическую оценку современной ему политики и самого государя;

во-вторых, доктрине моральной целесообразности, согласно которой можно поступиться моралью ради достижения цели, если таковой является сохранение государства, усиление его могущества (работа «Государь). К сожалению, термин «макиавеллизм» утвердился именно в значении безнравственной, аморальной политики, оправдывающей любые средства ради достижения цели;

в-третьих, теория республиканизма, согласно которой республика является лучшей формой правления для поддержания государственной власти. По мнению М. примером такой республики была Римская республика, сочетавшая в себе монархические, аристократические и демократические элементы власти.

Огромный вклад в развитие гражданской концепции политики внес английский историк, философ Джон Локк (1632-1704), которого справедливо называют родоначальником либерализма. Его взгляды:

1. Впервые разделил понятия «личность»–«общество»–«государство» и поставил личность выше общества и государства.

2. Человек от рождения обладает естественными, священными, неотчуждаемыми правами «на жизнь, свободу и собственность», где собственность является не абсолютной ценностью, а средством достижения свободного общества.

3. Государство создается обществом и подчиняется ему точно также, как общество – личности. Общество может создать новую государственную власть, если разочаруется в ней.

4. Выступает за ограничение власти монарха через разделение государственной власти на законодательную и исполнительную, первую реализует парламент, вторую – монарх. Концентрация власти в одних руках может привести к тирании. («Второй трактат о государстве».

Еще одним представителем гражданской концепции был французский просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) (1689-1755), главный труде— «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

(1689—1775)

Французский политический мыслитель. Выходец из аристократической семьи, вначале стал адвокатом, после чего своими «Персидскими письмами» (1721) снискал успех на литературном поприще. Осев в 1726 г. в Париже, он затем объездил всю Европу, изучая политические и общественные институты. Его шедевр «О духе законов» (1748) представляет собой объемный и чисто эссеистически исполненный труд, в котором дан анализ политических и законодательных вопросов в сравнительной перспективе. Сам автор был приверженцем парламентской демократии в духе Локка, особо акцентируя идею противостояния тирании посредством раздробления государственной власти — разделения властей.

 

Он пошел дальше в либеральных воззрениях Д.Локка.

Во-первых, он выступил за конституционное закрепление механизма разделения властей;

Во-вторых, дополнил разделение властей (на законодательную и исполнительную) третьей ветвью – судебной властью и выступил за ее независимость.

«Если, — писал он, — власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

В-третьих, Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек и противовесовразличных властей, без которой их разделение не было бы действенным, предложил реализовать систему «checks and balances»(«сдержек и противовесов»), которая уравновешивает три ветви власти и не позволяет злоупотреблять ею. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Данная система сегодня в большей степени реализована в США и закреплена в ее Конституции. Так, если парламент имеет право издавать законы, то президент – не подписать их; если президент назначает высших должностных лиц, то должен заручится поддержкой парламента. Верховный суд вправе объявить не конституционными действия, как президента, так и парламента.