Философия Просвещения.


Философией Просвещения называют философское движение, которому принадлежит ведущее положение в идейной жизни Европы и США в XVIII — сер. XIX в. «Веком Просвещения» назы­вается XVIII в. во Франции, давший большинство знаменитых философов-просветителей: Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж. Рус-со; М- Ж. А. Кондорсе, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. А. Гельвеция, Ж. О. Ламетри и др. С конца XVII в. начинается Просвещение в Англии, его философы — Дж. Локк, Э. К. Шефтсбери, отчас­ти — Д. Юм. В Германии просветительские идеи развивают Г. В. Лейбниц, X. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте; в определенном смысле его продолжателями выступают филосо­фы, которых не принято относить к просветителям,— Кант и более поздние представители немецкого классического идеа­лизма. В Северной Америке просветители — Б. Франклин, Т. Пейн. В России наиболее известные мыслители Просвеще­ния — П. С. Новиков и А. Н. Радищев.

К основным чертам философии Просвещения можно отнес­ти: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, де­мократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводит­ся прогресс, который понимается как историческое совершенст­вование человеческого рода на основе расширяющегося приме­нения разума. Философы обнаруживают, что важнейшее воздей­ствие на состояние общества оказывает духовный климат, общественное мнение (Вольтер, Гольбах), и даже утверждают: «Мнения правят миром». Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуж­дения, предрассудки, а также поддерживающие их обществен­ные установления, и прежде всего церковь. Уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить гадину» страстно призывает Вольтер. Перестроить общественные отношения в соответствии с требованиями разума — одна из задач Просвещения, что опре­деляет его социальность, радикализм и антиклерикализм. Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практиче­ских и теоретических знаний по всем областям жизни и, осо­бенно, популяризация, распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид представляется носителем прогресса, носителем духа Развивающегося сообщества, в пределе — всего человечества. Опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант называет Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком — «Sapere aude» («Дерзай быть мудрым»).

Философы считают распространение света разума своим главным делом, что отражается на языке и стиле философии. Философы пишут художественно-философские произведения, создают словари и энциклопедии. Французская энциклопедия «наук, искусств и ремесел», издающаяся в 1751—1780 гг. под руководством Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера, включает в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций. Просвещение демокра­тично, обращено к народу, к рядовому человеку. Разум воспри­нимается не только в виде теоретически изощренного ума, но и как обыденный здравый смысл. Возрастает ценность про­стых, естественных чувств. Недаром в литературе Просвещения наряду с рассудочным классицизмом, осуществляющим уста­новки XVII в., появляется сентиментализм (Руссо).

В ценностном строе философского мировоззрения эпохи происходит существенный сдвиг. Появляется тенденция к тому, чтобы Прогресс стал альтернативой Богу как ценностному Аб­солюту. Правда, большинство философов-просветителей при­знает (обычно с позиций деизма) Бога в качестве Абсолютного начала и высшего источника прогресса (Локк, Шефтсбери, Вольтер, Лейбниц, Радищев и др.). Но во 2-й пол. XVIII в. растет число философов, отказывающихся от идеи Бога. Для них ценность развивающегося человечества самодостаточна и предельно высока. При таком изменении в образе Абсолют­ного начала высшие ценности (добро, истина, красота) теряют вневременный священный бытийный статус. Они превращают­ся в идеалы будущего, «регулятивные идеи» (Кант), постепен­но осуществляемые на бесконечном историческом пути совер­шенствования человечества. Философия Просвещения утверж­дает историзм и исторический оптимизм, основанный на убеждении в том, что разум — благотворная сила, определяю­щая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, ко всеоб­щему счастью. Будущее рисуется единообразным для всего че­ловечества, поскольку принципы разума считаются абсолютны­ми, едиными для всех. Идея развития начинает применяться к объяснению природы, формируется эволюционизм. Ослабле­ние влияния религиозных идей, новые достижения естество­знания и ряд других факторов способствуют тому, что сущест­венно укрепляются позиции материализма, ориентированного на достижения естествознания. Ведущие философы француз­ского Просвещения — Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри — материалисты. Открытое Ньютоном явление всемирного тяготения воспринимается ими как свидетельство богатства свойств материи, принципиальной возможности свести идеаль­ное к материальному.

Постепенно вызревает понимание человека как культур­но-исторического существа. Его природа, представленная в индивиде потенциально, разворачивается в истории, в череде поко­лений. Фиксируется двойственность индивида, соединение в нем противоречащих друг другу целей единичного и всеобщего. Индивид руководствуется, с одной стороны, интересами ограниченного «эмпирического» существа, стремящегося полу­чить максимум благ для себя, с другой стороны, интересами исторического прогресса, направленными на далекие идеалы общего блага. Надежды на разрешение этого противоречия излагаются на разум и связанную с ним нравственность. Гель­веции, например, выдвигает концепцию разумного эгоизма, утверждая, что разумно понятый частный интерес соответству­ет целям общего блага. Такой взгляд на человека способствует распространению либерализма, базирующегося на идее о том, что свободный разумный индивид, преследуя свои цели, спо­собствует общему прогрессу. Идеал человека — просветитель, и прежде всего просветитель-философ. Высок статус просве­щенного монарха. Существует и демократический идеал про­стого, но просвещенного человека, развивающего с помощью разума свои природные, телесно-духовные силы. Это свобод­ная, деятельная, общественно активная, культурно совершенст­вующаяся личность.