Общие политические теории и


2) особые, специальные.

Многоуровневый, иерархический характер организации научных политических теорий предусматривает, что их правильность, истинность проверяется практикой (политическим экспериментом, реализацией целей, задач, лозунгов). Будучи формой воспроизведения главных характеристик общества, политического движения, систем взглядов, политическая теория, естественно, представляет собой и способ организации, функционирование политического знания. Она представляет собой одновременно средство преобразования политической реальности.

Говоря конкретно о внутренней структуре политической идеологии, следует заметить, что понятие "теория" относительно нее употребляется, главным образом, в двух значениях.

Во-первых, эта идеология сама есть в определенном смысле теорией, которая обобщает великое множество частичных познавательных процессов, каждый из которых нацелен на изучение какого-либо аспекта политической действительности. Она старается интерпретировать политическое развитие общества как составную часть исторического процесса, подать цели и средства политических преобразований в систематизированной форме.

Во-вторых, политическая идеология включает в себя конкретные политические теории (иногда употребляют термины "учение", "взгляды"), которые дают знания о структуре и динамике одного конкретного процесса, явления, института. Например, учение о демократии, правовое государство, размежевание функций власти.

В первом случае политическая идеология разворачивается в цепь (систему) структурных частей как общая теория, которая включает в себя конкретные политические идеи, концепции, идеалы. В втором случае мы рассматриваем конкретные теории как завершающий этап частичного познавательного процесса (выдвижение политической познавательной проблемы и варианты ее решения). В результате создается гносеологический образ познаваемого объекта – политическая теория.

В основе любой конкретной политической научной теории лежит определенная система существенных, определяющих, идеализированных объектов, которые создают ее познавательную теоретическую силу, где главную роль играет возможная модель будущего (предусмотрение, прогноз, предрекание), которая владеет мощным самоорганизующим потенциалом. Отношения между этими разными составными частями научной теории формулируются в ее исходных и прогнозируемых утверждениях.

Политические теории формируются на основе центральных понятий, определяющие явления, которые в данное время доминируют в политической жизни, например, такие понятия, как государство, власть, демократия, класс, партия, гражданское общество, реформа, революция. Эти понятия должны показывать наследственность политических процессов, их специфику на данном этапе, реальное соотношение политических сил, взаимодействие политических институтов, систем норм, взглядов в конкретный исторический период.

Политические теории могут реализовываться двумя путями:

1) непосредственно влияя на политическую деятельность государств, социальных групп и личностей,

2) через идеалы и лозунги, которые находят себе место в комплексном образовании – политических программах.

Политические идеалы – это важнейший вид общественных идеалов.

Довольно часто при рассмотрении общественных программ развития говорится, что они включают в себя общественные идеалы. Здесь идет речь о сложном духовном образовании, структура которого требует дополнительных объяснений.

Общественный идеал – это специфический вид цели, которая определяется государственными, классовыми, групповыми, партийными интересами. Это концентрированное выражение идеологии, в котором даются в интегрированной форме представления о будущем, ориентации, которые отображают разные аспекты желаемого, предвиденного социального развития.

Любая значительная политическая сила, которая выходит на историческую арену, выдвигает свой идеал общественного развития. Идеал – это мысленный образец совершенства, норма, к которой стремятся субъекты как к цели деятельности, а если рассматривать относительно общества, то это представления о совершенном устройстве, которое обеспечивает настоящее счастье человеческой жизни, это образец, к которого следует стремиться как к конечной цели.

В общественный идеал органически входят политические, экономические, моральные, правовые, эстетичные и прочие идеалы, которые выступают как его органические проявления. Политические идеалы являются одними из основных в системе общественных идеалов, который определяет доминирующее положение политической идеологии в системе идеологических норм.

Политические идеалы – это представления политического субъекта о совершенстве политического устройства общества. В них отбиваются коренные интересы, задача политических субъектов, которые касаются основ их жизнедеятельности – характера собственности и отношений социальных сообществ по поводу собственности; отношение политического субъекта к государству и политической власти, к перспективам их развития при условии, что класс, группа, партия в этом государстве становятся господствующими; а также отношения между нациями, народностями, другими этническими группами; проблемы создания и использование равных условий политического, духовного, физического развития личности.

Важнейшими характеристиками научного политического идеала есть:

· во-первых, присущий ему особенность опережающего отображения действительности на основе прогноза;

· во-вторых, политический идеал активно влияет на прогрессивное развитие общественного отношения, на сознание и мировоззрение людей, выступает критерием оценки их политической деятельности.

Политические идеалы выступают одновременно как цель и средство достижения цели. Идеал-цель и идеал-средство совпадают в своей объективной основе. Они предоставляют картину будущего и одновременно выступают мотивами и стимулами деятельности людей на приближение этого будущего. Основой жизненности политических идеалов есть их соответствие действительности, если субъективная деятельность людей относительно реализации идеалов не противоречит их объективному содержанию. Эти идеалы соответствуют действительности, но не тождественные ей.

Идеалы не могут не опережать эту действительность, поскольку выступают специфическим ее отображением в форме идеального. В них в концентрированной форме отображенные перспективы прогрессивного развития общества, дается прообраз общественного устройства будущего. Нередко идеалы выступают в форме творческого воображения, мечты.

Политический идеал, став достоянием программ партий, общественных движений, образовывает программный стрежень политической идеологии.

Политические идеалы влияют на другие идеалы в сфере экономики, нравственности, права, искусства и тем самым содействуют или ставят преграды влиянию политической идеологии на другие формы идеологии.

В структуру политической идеологии неотъемлемой частью входят политические лозунги, которые показывают привлекательность политического идеала, пути и формы его реализации. Эти лозунги на всех этапах политического развития призваны отвечать реальности и призывать прогрессивно реформировать, трансформировать ее.

Политические лозунги, которые включаются в политическую идеологию, отображают в короткой форме руководящие идеи, задача, требования, директивы политических преобразований.

Как и в целом политическая идеология, так и лозунг не могут быть постоянными. Это важнейшее методологическое требование к лозунгу. Как только лозунг теряет силу призыва к непосредственному действию, застывает, становится обычным, неконкретной, приобретает черты "вечности", он перестает быть лозунгом, становится словами, которые не к чему не обязывают, хотя идеолог, пропагандист и продолжают считать его нужным и действующим.

Много лозунгов не к чему конкретно не призывают и потому не замечаются людьми. Борьба с формализмом, с устаревшими традициями в пропагандистской работе – злободневная задача любого прогрессивного демократического движения. Конечно, постоянный просмотр лозунгов не должен превратиться на ничем не подкрепленный лозунговый волюнтаризм, на выдвижение необоснованных лозунгов. Этот тоже путь дискредитации как лозунга, так и политической идеологии.

Политический лозунг, как элемент структуры политической идеологии, одновременно обеспечивает процесс внедрения политической идеологии в практику. Выступая эффективным средством трансляции политической идеологии в массовое сознание, он воплощает в себе интеллектуальный и эмоциональный моменты исторического творчества, есть органическим синтезом идеологических и психологических норм, способом передачи ценностей и оценок. Политический лозунг – не только средство развития творческой активности людей, а и способ проверки действенности политической теории.

Идея, гипотеза, концепция, теория, идеал, лозунг, чтобы достичь жизненности, материализоваться в деятельности масс в комплексном виде, должны составить политическую программу деятельности, которая предлагается партией, правительством, президентом. Политическая программа – это не только структурный элемент политической идеологии, а и результат ее, а также средство материализации идеологии и деятельности людей.

Политическая программа – это предлагаемый план деятельности класса, социальной группы, партии относительно реализации их политических интересов.

В ней в упорядоченной форме теоретически обосновываются основные позиции в политической сфере, преподается последовательность действий в настоящем и будущем в зависимости от целей, которые стоят перед политическим субъектом, обосновываются задача по завоеванию или удержанию политической власти, определяются задача, пути и цели предлагаемых политических преобразований, их средства, методы. Это форма существования теоретического знания и форма взаимосвязи теории и практики политического развития.

Одним из наиболее сложных аспектов создания программ общественного развития есть прогнозирование тенденций политической трансформации, определение в общих чертах будущего состояния политической системы.

Здесь есть две опасности не соблюсти сбалансированности программы.

· Первая – это забегание вперед без достаточного прогнозного обоснования. Все обещать "завтра", без объяснения сегодняшнего состояния политической жизни и вычленения механизмов, способных "завтра" сделать реальностью, стало плохой нормой политической жизни в Украине.

· Вторая – это плестись за фактами и явлениями, лишь комментируя их, не пробуя выяснить глубинные причины и условия, которые их породили.

И первый, и второй путь – "романтический" и "эмпирический" – не дают ни реального прорыва в политической теории, ни эффективной коррекции политического курса. В первом случае – туманные обещания, которые подрывают веру и надежду на практическое осуществление политической идеологии; во второй – политическая идеология теряет способность оценивать и обобщать текущие политические процессы, поднимает к рангу теории политические лозунги момента.

Опыт общественного развития показывает, что для программы любой партии главным требованием обоснованности и действенности есть сбалансированность между высоким уровнем целей, задач, лозунгов, которых необходимо достичь, реализовать в конце исторического периода, на который разработана программа, и практических действий, на поддержку которых возможно мобилизовать широкие массы в нынешних политических условиях.

Любая программа социального развития должна выступать системой целей, идеалов и задач. При этом в программе всегда есть генерирующая цель, например, построение правового демократического государства. Эта цель охватывает не только политическую сферу, а и все другие. Тем самым политический аспект в общественных программах выступает как координирующий, который связывает все другие аспекты развития. Первенство политических целей и задач просматривается в самой терминологии при рассмотрении перспектив общественного развития: "внутренняя политика", "внешняя политика", "экономическая политика", "социальная политика". Тем самым фиксируется проникновение политической идеологии во все элементы общественной теории и влияние ее на практику.