Тема 5.


Приёмы искусственного формирования крон деревьев и кустарников (функциональные и декоративные задачи топиарного искусства).

Топиарное искусство впервые упоминается начиная с римской империи, связано с описанием виллы Андриана в городе Тиволи, связано с именем садовника Топиаруса, который выстригал из деревьев и кустарников различные геометрические и скульптурные композиции. Отсюда название – топиарное искусство (63г. до н.э.). Свое развитие оно получило в последующие периоды истории: в простых формах Ренессанса, в сложнейшей виртуозной стрижке партерных ковров времен барокко. Совместно со стрижкой использовалась формовка по каркасу так называемых огибных дорог, создающих подобие зеленого тоннеля. Этот вид искусства, возникнув в странах средиземноморья, в качестве стройматериала использовал местные виды: самшит, лавр, кипарис, падуб, дуб каменный, тис. В наших условиях для создания зеленых стен годятся липа, граб, бук, в более суровых условиях – ель обыкновенная.

 


Архитектура цветочного оформления. Общие подходы цветочного оформления населенных мест как архитектурная задача. Элементы цветочного оформления: клумба, рабатка, портер, бордюр, миксбордер, рокарий, альпинарий, розарий и др. сочетание цветочных композиций с малыми архитектурными формами, элементами мощения. Газоны: партерный, спортивный, цветущий (мавританский, флорентийский).

Архитектура цветочного оформления.(принципы)

Качественной характеристикой композиции из цветочных растений является новизна, вписываемость, декоративность и экономичность. По этим показателям судят об уровне культуры зеленого строительства и зеленой архитектуры. Цветочное оформление лесо-луго-гидро-парков должно отличаться естественностью. Формируя композицию из цветов, необходимо учитывать форму, размеры и цвет всех компонентов, иначе она будет выглядеть искусственной, картинной, оторванной и не уместной. Нужно не забывать, что садово-парковое искусство своеобразный сплав живописи, зодчества и прикладной ботаники. Мнение, что озеленителем может стать всякий взявший в руки лопату и саженцы – ошибочно.

Немаловажно определить размеры газонов и отдельных лужаек, полян на общем пространстве основного фона вокруг цветочной композиции, с расчетом контраста, так чтобы цветочные вкрапления были ярче и интересней. Интересен такой пейзажный ход, когда центральная ось цветочной композиции проходит между стволами небольшой группы крупных деревьев. Также возможно раскрытие перспективы пейзажа, используя оригинальный прием просвета на полянах между деревьями 6-9м. Эффектный прием акцентирования внимания посетителя на отдельном объекте – контрастность и неожиданность.

Контрастность обуславливается формой, размерами, окраской. Активные теплые цвета очень яркие, холодные – пассивные нейтральные и как бы растворяются в окружающем пространстве. Белые, серебристые и черные используются для сглаживания в чересчур пестрых композициях. Чтобы приглушить насыщенные тона можно высаживать растения на некотором отдалении от прогулочных дорожек. Синие и фиолетовые цветы хороши на первом плане. Эстетическую выразительность в первую очередь создает свет и тень. Для учета этого фактора необходимо знать рельеф участка, соответственно ему планировать конфигурацию композиции. Планируя ландшафтную композицию нужно учитывать биологические требования планируемых растений и, по-возможности, создать био-устойчивое сообщество из цветов и трав.

 

Общие подходы цветочного оформления. (ассортимент)

Цветочное оформление обычно составляет компактную группу (клумбу) на фоне газона, рощи, массива или рядом с водоемом. Цветочный бордюр как правило создается на отдельном участке дороги или аллеи. На парадных участках цветочное озеленение проектируется в виде круглых, овальных, квадратных геометрических форм, рабатки – полосы из цветов шириной 0,5-3 м. Цветочные партеры создаются как сплошной цветник или отдельное цветочное вкрапление на газоне, окаймленное бордюром из стриженных кустарников (самшит, барбарис) или без него. Миксбордер – своеобразный вид цветочного оформления с непрерывно цветущими растениями. Рокарий – скальный сад, в котором различные декоративные растения живописно размещены на фоне камней. Альпинарий – композиция из различных декоративных растений на фоне камней, отображающая красоту горного ландшафта. Аренарий – песчаный средиземноморский садик. Композиция из различных газонных цветочных и древесных растений на фоне песка. Розарий – композиция из роз.

Пейзажное цветочное оформление Цветники из однолетников устраиваются 3 способами: совмещенным посевом под полог 1-й смены, посадкой рассады и чистым посевом. Для создания цветников в 2 смены берутся 1-2 многолетние раннецветущие породы: тюльпаны, геоцинты и иные луковичные эфемероиды с последующей досадкой с совмещенным посевом однолетних обильно-якроцветущих пород под пологом первой смены.

Совмещенный посев применяется для клумб-робаток, чистых и смешанных бордюров и альпинариев. Подбор ведется по срокам цветения, форме и окраске листьев, так чтобы конец цветения первой смены как можно ближе подходил к началу цветения 2-ой (тюльпаны, геоцинты – маргаритки, виолы). Подрастающие однолетники были либо незаметны либо формой и цветом листьев украшали многолетние и двухлетние растения.

Чистый посевмноголетников рекомендуется применять для цветников и лугов второстепенного значения. Посадка рассады многолетников применяется для парадных участков.

Двулетники – основной посадочный материал для осеннего оформления цветников, они рано и обильно цветут, но их ежегодно приходится возобновлять (маргаритки, виолы, незабудки).

Многолетники отличаются обильным цветением, которое при должном подборе пород может длиться все лето. Некоторые, особенно дикорастущие, многолетники разрастаются в заросли (астильба, бадан, ирисы).

В лесопарках возможна посадка из дикорастущих цветов местной флоры, которые не требуют ухода (копытень, майник, примула, ветриница). Группы из многолетников могут быть от нескольких до 100 м.кв., состоять из одной или нескольких культур. В композиции из многолетников целесообразно вводить сменяемые группы из многолетников (30 % площади). На каменистых участках уместно садить очиток, гвоздику, кошачью лапу.

 

Элементы цветочного оформления. (регулярный)

Предыстория. Из Италии цветники-партеры проникли во Францию, Фландрию в 15в. Обычно состояли из некоторого количества квадратов и простых грядок, обрамленные бордюрами с самшитов или тисов и сосредоточенные вокруг стандартного топиарного объекта или статуи. В последствии такой тип цветника развился в живой лабиринт, который стал самостоятельным элементом в начале следующего века. Часто в цветниках использовались геральдические элементы – это цветник со львами и драконами, выстреженные из газонной травы, образованных криволинейными круглыми и квадратными элементами, образующими рисунок, по краям, обрамленный ящиками причудливой формы, заполненными землей. В 17 в. регулярные цветники стали заменяться бордюрами из белого камня или аккуратной обсыпкой из гальки. Партер становиться все более вычурным, хотя почти неизменно составляет прямоугольный дизайн. В к.17-н.18 вв. партерные узоры меняются на рисунок из спиралей, завитков и изогнутых линий. Элементы создавались из подстриженной травы, образующей великолепные (вышитые) драпировки. Появляются крайне интересные партерные рисунки из соотношения гравия, газонной зелени и высаженных тюльпанов.

Сад с клумбами регулярного принципа являет собой наиболее искусную разновидность регулярного парка, самую затратную и сложную, с точки зрения содержания и соответствия стилю дома. Нет более унылого зрелища, чем неухоженный запущенный партер с разросшимися бордюрами и грязными дорожками. Это сильно влияет на внешний облик сада, однако, если удается разработать хороший план, найти средства для поддержания партера в достойном состоянии – нет более прекрасного дополнения к симметричному зданию. Партер предстает как пышный сияющий ковровый сад, связывающий дом с окружающим пейзажем. Необходимо учитывать следующие моменты: если дом имеет неправильную форму – он не требует связи с окружающем ландшафтом через партер, очень сложно соотнести симметричные клумбы с асимметричным строением. Если дом геометрически правильной формы – его связь с регулярным цветником должна быть строгой и геометричной – т.е. партер располагается по центру фасада. Цветник разбитый на углу или наклонно очень проигрывает.

Поскольку общий вид узорного цветника лучше воспринимается человеком находящимся выше его плоскости, то партер бесполезно разбивать там, где нет точки обзора на возвышении (ротанды, верхней террасы), так чтобы им могли любоваться люди находящиеся наверху. Т.о. узорный партер располагают либо на склоне, либо в саду, находящимся в низине. Что касается образа цветочного партера – здесь необходимо найти компромисс между легким геометрическим и чрезмерно изысканным дизайном. Узор должен обладать определенной весомостью, линии и полосы его образующие не должны быть слишком широкими и слишком тонкими. Композиция или рисунок не должен быть слишком уж замысловатым – должна быть читаема с первого взгляда, для формирования общего впечатления. Хорошо когда формы четко определены, все части композиции однообразны, края цельные, так, чтобы композиция становилась очевидной, значительные линии орнамента смело подчеркиваются подстриженными живыми бордюрами или четко выделялись тропинками. Чрезмерное количество вертикальных объектов, такие как решетки для вьющихся растений, арки для цветов с высоким стеблем, топиарные объекты – мешают восприятию.

Регулярные клумбы удобны для высадки цветущих растений в грунт (розы, тюльпаны), но поскольку большую часть года ярких цветов не будет, некоторые участки заполняются цветной обсыпкой – галечником, кирпичной крошкой, другие – плотно засаживаются низкими цветущими растениями или газонной травой яркого цвета. Регулярные цветники идеальны для посадки лекарственных трав с целью смешения ароматов, а не для получения красочного узора. Цветник не следует поднимать над уровнем дорожек – такие грядки разваливаются, а подстриженные бордюры – теряют геометрический орнамент.

Сочетание цветочных композиций с малыми архитектурными формами, элементами мощения. Проектная работа начинается с главной оси и доминант акцентного центра. С главной обзорной точки должны раскрываться перспективы на смежное пространства, водоем, цветочные пятна, группы кустарников. Умело спланированная дорожно-тропиночная сеть должна выгодно подчеркивать наиболее колоритные композиционные места, органично вписываясь в общую территорию. Рационально расположенные дорожки и тропинки должны, как бы не навязчиво и деликатно подводить посетителя к наиболее интересным местам цветника и его компонентов: беседке, скамейке, фонтану. Желательно, чтобы те имели плавное очертание в зависимости от составных частей композиции, отдельных камней, россыпи валунов, к экзотическому дереву. Таким образом, отдельные части цветочной композиции формируется из расчета нормального восприятия их с дорожки или тропинки, которые при удачной планировке являются как бы путеводителями, постепенно раскрывающие живописные страницы цветущего сада или парка.

 

Газоны – основным фоном для цветочного озеленения является травяной покров на котором хорошо выделяется помимо цветов малая архитектура, скульптура и мощение. Выделяют следующие типы газонов: декоративный – используется у входа в парк, на партерах, у памятников, возле декоративных водоемов, создается из травосмеси мятлика, овсяницы и райграса, требует повышенного ухода, подкормки, косится на высоту не более 10-12 см. По устройству и содержанию парадно-декоративному соответствует спортивный газон, используемый на спортплощадках, стадионах, футбольных полях. Отличен от первого тем, что укос травы производится чаще на высоту не более 6-8 см. Обыкновенный газон используется на полянах и менее ответственных территориях парка. Создается из простой корневищной травосмеси рейграса, мятлика, луговой полевицы с примесью рыхло-кустовых трав: тимофеевки, гребенника, ежи сборной, стержневых: клевера белого. Технический газон используется для закрепления откосов, берегов рек, каналов, водоемов, обочин дорог. Используются засухоустойчивые корневищные травы: волоснец, типчак; стержневые: люцерна, донник, клевер. Газон создается подсыпкой 20см плодородного слоя, дальнейшей укаткой, парованием (до 30 дн.), дальнейшим посевом или укладкой дернины. Далее следует полив, удаление сорняков, регулярная стрижка и ремонт. Помимо искусственного газона в лесо-луго-гидропарках возможно при необходимости улучшения естественного травостоя посев травосмеси с подкормкой с двуразовой в сезон косьбой и удалением паводкового мусора. Проектируя газон пользуются картой почв. При содержании гумуса меньше 20% предусматривается подсыпка плодородной земли, улучшение травосмесей азотфиксирующими травосмесями.

В составе травосмеси в затененных деревьями участках должны преобладать теневыносливые травы: мятлик, гребинник, полевица белая. Мавританский газон создается в местах второстепенного значения, в цветниках или на лугу посевом семян луговых цветов вместе с травами. Его недостаток в том, что он начинает цвести только к середине лета.