Первые конституции стран Латинской Америки.


 

Освободительная война объединила интересы представителей различных социальных групп и лидеров, придерживающихся различных политических взглядов на будущее устройство новых национальных государств, что вызвало острую политиче­скую борьбу по ряду принципиальных вопросов после победы. В то же время, они были едины в том, что новая государственная власть должна строиться на самостоятельной конституционной основе. Причем первые конституции готовились под влиянием прогрессивной буржуазной идеологии США, Франции и Англии, а также с учетом традиционного испанского законодательства. Не смотря на отсталую социально-экономическую базу - преобладала прогрессивная идея республиканизма.

Пример США, где во время освободительной войны на республиканской основе удалось добиться компромисса между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом, позволил сторонникам республиканского устройства получить поддержку крупных землевладельцев-креолов. Каждая из сторон надеялась в последствии добиться ведущей роли в органах управления государствами. Однако данный процесс шел не однозначно и в острой борьбе. Например:

Þ в Аргентине первая, т.н. Конституция Объединенных про­винций Южной Америки (1819 г.), где в Учредительном собрании преобладало влияние помещиков-монархистов, вообще не указывала на форму правления. «Республиканская представительная форма» правления оговаривалась только в Конституции Аргентины 1826 г.

Þ в Мексике, после военного переворота 1822 г. к власти пришел аван­тюрист Итурбиде, провозгласивший себя императором Августином I. Только по Кон­ституции 1824 г., принятой после нового переворота, была провозглашена республика.

Þ в Бразилии, где антипортугальская вооруженная борьба возглавлялась консервативно настроенными крупными землевладельцами – фазендейро, противостоящими одновременно нарастающему сопротивлению негров-рабов, первоначально утвердилась монархия. Принц-регент Педру 1 августа 1822 г. издал манифест о независимости Бразилии и был провозглашен кон­ституционным императором. После разгона Учредительного собрания и подавления республиканского движения император в 1824 г. откорректировал и даровал монархическую Консти­туцию. Предусмотренный ею принцип «разделения властей», как и в большинстве монархических конституций Европы, являлся только ширмой всесилия императора.

 

В процессе создания национальной государственности и ее конституционного оформления возникли разногласия по вопросам о государственном устройстве, степени административной централизации, правовом по­ложении отдельных частей (провинций). Общество было разделено по этническому, классовому и социальному принципу. Выделилось две основных точки зрения по будущему административному устройству государств:

Þ Федералисты – к ним относилось большинство влиятельных лиц из числа крупных землевладельцев-латифундистов и клерикальные круги, имевшие огромное влияние на основную массу крестьянства. Данная группа располагала крупными материальными средствами, владела огромными участками земли, имела собственные вооруженные силы. Для сторонников федерального устройства характерны сепаратистские настроения и отрицание сильной централизованной власти.

Þ Унитаристы (к ним относилось большинство демократически настроенных лидеров освободительной войны) - выступали за создание крупных централизованных и унитаристски орга­низованных государств. С их точки зрения, только сильная правительственная власть могла обеспечить в юных государствах твердый и демократический порядок. Позиция унитаристов отражала потребно­сти буржуазного развития латиноамериканских стран. Однако, унитаризм в государствах, не имевших истории развития демократических институтов, предполагал возможность восстановление чрезмерной централизации, бюрократизма и даже антидемократических по­рядков.

Наиболее острая борьба между сторонниками различных взглядов разгорелась в Аргентине. Однако в целом, в странах Латинской Америки победили идеи и практикафедерализма (Бразилия, Мексика, Аргентина, Центрально-Американская конфедерация и др.). В то же время многие конституционные документы имели компромиссный характер.

 

Структура первых латиноамериканских консти­туций и организация государственных органов формировались под влиянием европейского и североаме­риканского конституционализма. Практически все ранние конституции, содержали декларации прав человека и гражданина и иные демократические положе­ния. Однако, создание демократических государственных институтов (выборность государственных органов, политические права и свободы и т.д.) носило чисто подражательный механический характер, т.к. в латиноамериканских странах отсутствовала должная социальная база и политико-правовые традиции. Поэтому, многие передовые консти­туционные идеи претерпели существенные изменения в поиске собственных конституционных форм.

Первая попытка оформления с помощью конституции новой власти была предпринята патриотическими кругами Венесуэлы. Провозглашенная в 1811 г. Конституция, закрепившая федеративное устройство республики, копировала большинство конституционных документов США. Прогрессивные в целом положения данной Конституции прекратили свое су­ществование вместе с падением Первой Венесуэльской рес­публики.

Первые конституции оказались недолговечными и в других латиноамериканских республиках. Это объяснялось от­сутствием политической стабильности, постоянными раз­дорами между конкурирующими группами феодально-кле­рикальной олигархии, сепаратизмом отдельных провинций, не связанных между собой прочными экономическими узами. Политическая неустойчивость предопределила уже в первые годы существования латиноамериканских государств конституционную нестабильность.

Попытку предотвратить внутренние раздоры и слабость новой власти с помощью тщательно разработанной государственной организации предпринял в середине 20-х гг. С. Боливар. Им, в качества «образца» была разработана достаточно прогрессивная (но все же имеющая массу недостатков) Конституция Боливии 1826 г., предусматривающая сильную централизованную власть. С.Боливар считал необходимым создание в Южной Америке единого централизованного государства, способного противостоять иностранному вмешательству. Однако романтическая надежда Боливара разрешить сложные противоречия латиноамериканского общества оказалась несбы­точной. Уже в 1829 г. по­сле восстания в армии конституция 1826 г. была отменена.