Чувственное познание


Теория познания

Иммануил Кант (1724-1804).

Немецкая идеалистическая философия или немецкий идеализм (1750-1850).

К середине 18 века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. До этого в культурной жизни Запада лидировали Франция (Просвещение) и Англия (Новое время – эмпиризм).

Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась отсталой страной, она вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры в философии и искусстве.

Особенно плодотворным был период с 1750 по 1850 год. В этот период происходило развитие немецкой классической философии и немецкого романтизма (Шиллер, Гёте).

Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724-1804).

Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель. Материалистическое направление – Фейербах.

 

Биография Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе – Кенигсберге (ныне Калининград), а научная деятельность – в Кенигсберском университете, где он прошел путь от студента до ректора.

Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов и эмпиристов. Т.е. в правильности научного склада ума.

 

Могут ли наши знания носить объективный характер, т.е. необходимый и достоверный?

 

Эмпиризм основывается на ощущениях, игнорируются теоретические суждения, всеобщие истины.

Рационализм имеет прямо противоположный недостаток. Рационализм игнорирует чувственный опыт.

 

Кант создает философию критической направленности. Что подразумевается под словом “критика”?

Предшествующие философы исследовали мир с помощью разума и с помощью чувств, но не исследовали сам разум и сами чувства.

Предшествующая философия была догматической, так она не исследовала своих предпосылок. И слепо верила в силу разума (рационализм) или абсолютизировала чувственное познание (эмпиризм, сенсуализм). Способности чувств и границы разума никто не проверял. Критика и есть такая проверка.

Три работы Канта.

Критика чистого разума” (1781) обсуждается способность познания. Это предмет теории познания.

Критика практического разума” (1788) рассматривает волю человека. Предмет этики.

Критика способности суждения” (1789) исследует эстетическое и телеологическое (целесообразность), прекрасное и целесообразное, а также их взаимосвязь. Учение о прекрасном и возвышенном.

 

Процесс познания, по Канту, проходит три ступени:

1)Чувственное познание

2)Рассудок

3)Разум (теоретический и практический)

 

Рационалисты и сенсуалисты абсолютизируют одну из сторон познания.

Рационалисты – разум, а сенсуалисты – чувства.

Получаем две позиции:

Первая – познание есть результат опыта и деятельности чувств, а разум только видимость.

Вторая – все истины находятся в разуме, а деятельность чувств только мешает познанию.

 

Кант не приемлет эти позиции и считает, что всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, ибо часть знания порождается самой познавательной способностью, которая дана априорно.

Такими априорными знаниями для чувственного познания являются пространство и время.

Априорный – доопытный, апостериорный – после опыта.

Пространство и время (с позиции Канта) – это не объективные формы внешнего мира.

Пространство и время – априорные, т.е. доопытные присущие сознанию формы созерцания. Эти формы созерцания упорядочивают наши восприятия, перцепции.

Пространство и время – субъективные формы созерцания, которые накладывает наше сознание на внешние предметы. Что приводит к упорядочиванию эмпирического опыта.