Основные термины и функции электронного правительства


В современном понимании термин "электронное правительство" (e-Government) трактуется прежде всего как "электронное управление государством", то есть максимальное использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. По идее, реализация электронного правительства должна привести к положительным изменениям в отношениях правительства с тремя категориями "пользователей": обычными гражданами, государственными служащими и представителями бизнеса. Соответственно, эти отношения обозначаются как G2C - связь государства с гражданами, G2G - между государственными органами, G2B - отношения государственных органов и бизнеса. Таким образом, электронное правительство должно модернизировать все уровни государственного управления: от межведомственного взаимодействия до взаимодействия государства и граждан.

Более технологичное определение трактует понятие "электронное правительство" как систему государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Трактовка термина "электронное правительство" во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Она, прежде всего, связана с пониманием электронного правительства на различных этапах его становления. Трактовка термина "электронное правительство" во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе, которым она порождается. Это, прежде всего, связано с пониманием функций электронного правительства на различных этапах его становления. Например, в России и Украине, где электронное правительство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность. Например, начальник департамента правительственной информации России Андрей Коротков так говорит об электронном правительстве: "Это неточный термин, мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном собрании, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о судах, которые используют информационные технологии. Мы говорим о некой коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, бизнесу взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга".

Широкое понимание электронного правительства выражает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Вместе с тем очевидна и бессмысленность автоматизации существующих неэффективных процедур управления. Если провести аналогию между корпорацией и государством, то можно сослаться на известный факт, заключающийся в том, что повышение эффективности функционирования корпорации в целом при внедрении информационно-компьютерной системы достигается только при одновременном проведении реинжиниринга основных бизнес-процессов.

Итак, электронное правительство призвано выполнять функции регулирования информационных отношений между основными субъектами и государственными структурами. Среди целого ряда задач, решаемых электронным правительством, следует выделить такие важнейшие его составляющие, как обеспечение равных прав и доступа к глобальным, национальным, местным и локальным информационным ресурсам, предоставление необходимой информации и электронных услуг гражданам, осуществление электронных государственных закупок, содействие развитию интернет-экономики, регулирование взаимоотношений между основными субъектами электронного бизнеса, осуществление дистанционных фискальных и контрольных функций, оказание дистанционных консультаций, обеспечение информационной безопасности и др.