Состав обеспечивающих подсистем АИС.


Обеспечивающие подсистемы предназначены для поддержания функционирования АИС в заданном режиме. В процессе проектирования АИС разрабатывают следующие виды обеспечения:

· информационное (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, массивы информации на соответствующих носителях;

· лингвистическое (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка в ходе общения персонала АЭИС со средствами вычислительной техники. ЛО включает:

o информационные языки для описания документов, показателей, реквизитов;

o языки управления и манипулирования данными;

o языковые средства информационно-поисковых систем;

o языковые средства автоматизации проектирования АИС;

o систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования АИС;

· математическое (МО) – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектных работ при создании АИС. МО включает:

o средства моделирования процессов управления;

o методы и средства решения типовых задач управления;

o методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.);

· программное (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИС и обеспечивающих устойчивую работу комплекса технических средств. В состав ПО входят общесистемные и специализированные прикладные программы. К общесистемному ПО относятся программы, предназначенные для организации вычислительного процесса. Специализированное прикладное ПО автоматизирует обработку данных при решении конкретных функциональных задач;

· техническое(ТО) представляет собой комплекс технических средств;

· организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала при функционировании АИС. ОО определяет взаимодействие работников аппарата управления и персонала АИС с техническими средствами и между собой. ОО реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС;

· правовое (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, с необходимостью ресурсного обеспечения. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи, порядок приобретения и использования вычислительной техники и других средств и ПО;

· эргономическое (ЭО) предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИС, ее скорейшего освоения. В состав ЭО входят:

o комплекс документации, содержащей различные эргономические требования к рабочим местам и условиям деятельности персонала, а также способы реализации этих требований;

o комплекс методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в АИС;

o комплекс методической документации по системе отбора и подготовки персонала АИС.

Все эти обеспечивающие подсистемы существуют в тесной взаимосвязи. Проектные решения по программному, техническому и информационному обеспечениям реализуют в виде взаимоувязанной совокупности комплексов с необходимой организационно-методической и эксплуатационной документацией.

Структуру АИС можно представить с точки зрения отдельных обеспечивающих подсистем, каждый раз абстрагируясь от остальных (таблица). Например, в функциональнойструктуре АИС элементами структуры являются функции, задачи и процедуры, организованные по иерархическому принципу, характер связей между ними – информационный.

Элементами технической структуры АИС являются технические устройства, компоненты и комплексы, связями служат линии связи и каналы передачи данных.

Элементами организационной структуры являются коллективы людей и отдельные исполнители, характер связей между этими элементами – информационный, а также соподчинения и взаимодействия.

Элементами программнойструктуры АИС являются программные модули, связи между ними – управляющие.

Элементами информационной структуры АИС являются формы представления информации в системе, связи – операции преобразования информации.

 

 

Понятие большой системы.

К классу больших систем относятся системы большой размерности, со сложными составляющими элементами и сложными взаимосвязями между этими элементами. Большая система характеризуется многомерностью, неопределенностью в оценке отклонений, возникающих под воздействием возмущающих сил, неоднозначностью при выборе способа ликвидации этих отклонений.

Несомненно, любая АИС относится к классу больших систем. Сложность АИС как большой системы можно рассмотреть в 4 аспектах:

· структурная сложность (многоуровневая иерархическая структура организации и территориальная распределенность);

· функциональная сложность (многоуровневая иерархия и большое количество функций, выполняемых организацией; сложные взаимосвязи между ними);

· информационная сложность (большое количество источников и потребителей информации (министерства и ведомства, местные органы власти, организации-партнеры), разнообразные формы и форматы представления информации, сложная информационная модель объекта - большое количество информационных сущностей и сложные взаимосвязи между ними), сложная технология прохождения документов;

· сложная динамика поведения, обусловленная высокой изменчивостью внешней среды (изменения в законодательных и нормативных актах, нестабильность экономики и политики) и внутренней среды (структурные реорганизации, текучесть кадров).