Общая характеристика немецкой культуры 18 века. Творчество Гёте.


ЛЕКЦИЯ № 7

Старший преподаватель к.т.н.

кафедры «Экологии» Абсеитов Е.Т.

1. В начале 18 века Германия раздробленная, отсталая страна, после 30 летней войны, экономика отсталая, упадок культуры. Имануил Кант: несовершеннолетие по собственной вине. В сфере просвещения в середине 18 века действуют одиночки, нет общепризнанных культурных центров, и очагами культурного развития становятся резиденции князей. Наличие региональных художественных традиций. Задача – создание единой национальной культуры. Эти задачи европейские страны преодолели на рубеже 17-18 веков, а то и раньше. Но Германия готовится к культурному взрыву, который произойдет на рубеже 18-19 вв. Немецкие просветители разрывают связь с национальной культурой 18 века и тяготеют к французскому классицизму.

В первой половине 18 в. не появляется ни одного крупного деятеля искусства. Происходит усвоение философских европейских идей. Но в середине 18 века появляется Готфрид Вильгельм Лейбниц (философ-идеалист), Иоганн Христоф Готшед (критик, литературовед), Готхольд-Эфраим Лессинг – немецкое Просвещение начинается с теоретических наук.

70-е годы «Sturm und Drang» – закономерный продолжатель идей Просвещения, НО в то же время это уже другая эпоха. Преодолев отставание, появляется фигура «бурного гения». Наиболее новаторскими явились достижения штюрмеров в драме и предромантизме, когда в центре стоит сильная личность, борющаяся с общественными устоями.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель.

Гёте«Страдания юного Вертера» 1774. Изменен облик европейского героя – впервые герой трагически осмыслен, чувства его обострены. Он задыхается в мещанской среде. Сам перерастает свой класс, ища убежище в поэзии и в любви к Шарлоте, она сама природа и гармония.

Гёте отказывается от героя-бунтаря и показывает жизнь в более реалистическом ключе. Вертер всего лишь чиновник – в этом его трагедия. По жанру это роман в письмах. Через восприятие Вертера показана жизнь того времени. Иллюзии, которые рушатся во второй части. Вторая часть – дневник. Финал – самоубийство. Многие исследователи считают, что с Вертера в мировой литературе начинается галерея лишних людей. Тема: неадекватность человека к занимаемому им месту.

Цикл о Вильгельме Мейстере. Сын зажиточных бюргеров, Вильгельм Мейстер («Годы учения») отказывается от актёрской карьеры, которую он было избрал, как единственно позволяющую бюргеру развить все его физические и духовные дарования, стать независимым в условиях феодального окружения, даже играть заметную роль в жизни страны [«На подмостках образованный человек (бюргер) такая же блестящая личность, как и представитель высшего класса» (дворянства)]. Он отказывается от своей мечты и кончает тем, что, преодолев свою бюргерскую гордость, отдает себя всецело в распоряжение некоего тайного дворянского союза, который стремится сплотить вокруг себя людей, имеющих основания бояться революционного переворота (Ярно: «Наша старая башня даст начало обществу, которое может распространиться по всем частям света... Мы взаимно гарантируем друг другу существование на тот единственно случай, если государственный переворот окончательно лишит кого-нибудь из нас его владений»). Вильгельм Мейстер не только не посягает на феодальную действительность, но даже готов рассматривать свой сценический путь как некоторое «своеволие» по отношению к ней, поскольку он пришёл к театру, окрыленный стремлением возвыситься над этой действительностью, развить в себе желающего господства бюргера.

Очень знаменательна эволюция, происшедшая с образом Прометея, который вновь возникает в творчестве Г. в начале XIX в. («Пандора»). Некогда мятежный противник Зевса изображается теперь лишенным своего былого бунтарского пыла, он уже только искусный ремесленник и мудрый покровитель людских ремесл, его дополняет Эпиметей, являющийся центральным персонажем пьесы, созерцатель, человек, решительно сторонящийся борьбы, бунта. В «Пандоре» встречаются слова, столь типичные для мировоззрения Г. веймарского периода: «Величаво вы начинаете, титаны, однако только богам дано вести к вечно доброму, вечно прекрасному, предоставьте им действовать... ибо с богами не должен равняться ни один человек». Установленный порядок торжествует, личность должна отречься от посягательств на него, она должна действовать в строго очерченных, предуказанных ей пределах. В эпоху «бури и натиска» Г. любовался мятежной дерзостью своих героев. Теперь он любуется их терпением, их готовностью к самоограничению, к отречению от «произвола». Мотив отречения становится основным мотивом в произведениях зрелого и старого Г. На отречение, на умение ограничивать свои стремления Гёте и его персонажи смотрят как на высшую добродетель, почти как на закон природы. Характерен подзаголовок романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» — «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к которому принадлежит основная масса действующих лиц романа (Мейстер, Ленардо, Ярно-Монтан и друг.). Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий политический строй («Непременное обязательство... — не касаться никаких форм правления... подчиняться каждой из них и не выходить из пределов её власти»), они учатся обуздывать свои порывы, добровольно принимая на себя выполнение различных обетов. В своих произведениях веймарского периода Гёте точно стремится исчерпать все возможные виды людского отречения: он показывает религиозное отречение («Признания прекрасной души», VI гл. «Годов учения»), любовное отречение («Избирательное сродство» — роман, в к-ром атмосфера жертвенного отречения достигает высокой напряженности, «Мариенбадская элегия»), и др.

«Театральное призвание Вильгельма Мейстера» 1777–1785. Это не бунтующий герой и не пассивный мечтатель. Пытается действовать в рамках реальности. Вильгельм Мейстер должен стать немецким Шекспиром. Роман не завершен. «Годы странствий Вильгельма Мейстера» – в постановке проблемы не слишком интересен, позиция половинчатая (жить и приносить максимальную пользу так, как есть).

«Фауст» – идея разума как мерила человеческой жизни. У Гёте Фауст не воплощение разума, он не обладает истиной, он её постигает, и в этом цель жизни. Проблема познания тесно связана с темой судьбы. Все произведение – испытание человека. Для Мефистофеля человек – нечто, не заслуживающее внимания. Фауст в отчаянии от этого, он не успокаивается от понимания того, что человеческий разум ограничен. Мефистофель – антагонист[1] Фауста, без которого движение вперед невозможно. Гёте: «Моё Я и в Фаусте, и в Мефистофеле». Вере Фауста противопоставлен скепсис и цинизм Мефистофеля. Мефистофель критикует знание, оторванное от жизни. «В начале было дело» – лозунг действия Гёте. Первая часть – идеология конфликта 18 века, вторая часть – преломление тех же проблем, но на материале 19 века. Трагедия «Фауст» и закономерный итог 18 в. и окно в век 19, к новому пониманию человека и пониманию мира в целом.

2. “Sturm und Drang”. Творчество Шиллера.

«Буря и натиск» («Sturm und Drang»), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Движение «Бури и натиска» было весьма широким по масштабу. Одновременно и независимо друг от друга в разных концах Германии выступили поэты, драматурги и прозаики, выдвинув программу обновления немецкой литературы, сходную в основных пунктах. Одним из центров движения был Страсбург. Здесь в 1770—1771 гг. встретились Гердер, Гете, Ленц, И. Г. Юнг-Штиллинг (1740—1817), Вагнер. К этой группе «рейнских гениев» причисляют также Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Б. и н.» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей «Б. и н.» была драматургия. Они стремились утвердить боевой третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики «Б. и н.» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. «Б. и н.» — новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису «Б. и н.» уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения «бурных гениев» с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.

Ио́ганн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 1759—1805).

Произведения:

· «Die Räuber», «Разбойники» (1781)

  • «Die Verschwörung des Fiesco zu Genua», «Заговор Фиеско в Генуе» (1783)
  • «Kabale und Liebe», «Коварство и любовь» (1784)
  • «Don Carlos, Infant von Spanien», трагедия «Дон Карлос» (1787)
  • «Albrecht von Wallenstein», «Валленштейн» (1800)
  • «Die Jungfrau von Orleans», «Орлеанская дева» (1801)
  • «Maria Stuart», «Мария Стюарт» (1801)
  • «Die Braut von Messina», «Мессинская невеста» (1803),
  • «Wilhelm Tell», народная драма «Вильгельм Телль» (1804)
  • «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

Шиллер приходит к «Буре и натиску», когда все их кружки уже распались. Именно Шиллер дает ему новую жизнь в духе романтизма. Театр – арена борьбы. Шиллер писатель тенденциозный. Слабость – многие характеры остаются бледными. Сила – страстность, устремленность к одной мысли, которая искупает некую художественную схематичность. Шиллер переосмыслил опыт «Бури и натиска». Его герои не просто бунтари-одиночки, но герои романтичные. Каждая драма – эстетический поиск. И мещанская драма, и историческая драма, и штюрмерское произведение. Именно Шиллер является реформатором немецкого театра. После него театр ожил и был готов к веку 19.