Этапы принятия решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Управление решения, их классификация.
Процесс принятия решений
Лекция № 24
1. Каждый из нас в течение определённого промежутка времени и на протяжении всей жизни принимает тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: чем заняться? где пообедать? А другие - более сложные и требуют тщательного обдумывания, то есть требуют от нас принятия конкретного решения.
Принятие решения для менеджера - это постоянная ответственная работа. Одним из показателей деятельности менеджера является способность принимать правильные решения.
Деятельность в области бизнеса очень многогранна. Какие же решения может принимать менеджер?
• Выбор поставщика;
• Условия договора при совершении торговой сделки;
• Формирование структуры организации;
• Подбор и расстановка кадров и т.д.
Характер предпринимаемых управленческих решений формирует имидж менеджера и предприятия в целом.
Управленческие решения являются продуктом управленческого труда и отражаются на деятельности фирмы и на конечном результате - прибыли.
Распространённые ошибки, возникающие при принятии управленческого решения:
• Принятие управленческого решения под влиянием эмоций;
• Игнорирование действиями различных факторов;
• Выбор стратегического решения из множества альтернатив;
• Принятие управленческого решения без учета возможности риска и последствий.
Управленческое решение –это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы – включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.
2. Составление плана решения – включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; оставление программ решения; разработку детального плана решения.
3. Выполнение решения – включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.
Классификация управленческих решений.
1. По масштабу воздействия:
общие и частные
2. По направленности воздействия:
· для воздействия на внешнюю среду предприятия
· для воздействия на внутреннюю среду
3. По периоду действия:
· на длительный срок (штатное расписание)
· на короткий срок (авария на производстве, ураган, пожар и т.д.)
4. По степени структурированности:
· слабоструктурированные (незапрограммированные)
· высокоструктурированные (запрограммированные)
5. По количеству целей:
· моноцелевые (одноцелевые)
· полицелевые (многоцелевые)
6. По длительности действия:
· стратегические (долгосрочные и среднесрочные)
· тактические
· оперативные
7. По уровню принятия:
· затрагивающие организацию в целом
· затрагивающие структурные подразделения организации
· затрагивающие функциональные службы
· затрагивающие отдельных работников
8. По глубине воздействия:
· одноуровневые
· многоуровневые