Этапы принятия решений.


Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Управление решения, их классификация.

Процесс принятия решений

Лекция № 24

1. Каждый из нас в течение определённого промежутка времени и на протяжении всей жизни принимает тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: чем заняться? где пообедать? А другие - более сложные и требуют тщательного обдумывания, то есть требуют от нас принятия конкретного решения.

Принятие решения для менеджера - это постоянная ответственная работа. Одним из показателей деятельности менеджера является способность принимать правильные решения.

Деятельность в области бизнеса очень многогранна. Какие же решения может принимать менеджер?

• Выбор поставщика;

• Условия договора при совершении торговой сделки;

• Формирование структуры организации;

• Подбор и расстановка кадров и т.д.

Характер предпринимаемых управленческих решений формирует имидж менеджера и предприятия в целом.

Управленческие решения являются продуктом управленческого труда и отражаются на деятельности фирмы и на конечном результате - прибыли.

Распространённые ошибки, возникающие при принятии управленческого решения:

 

• Принятие управленческого решения под влиянием эмоций;

• Игнорирование действиями различных факторов;

• Выбор стратегического решения из множества альтернатив;

• Принятие управленческого решения без учета возможности риска и последствий.

 

Управленческое решение –это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1. Уяснение проблемы – включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.

2. Составление плана решения – включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; оставление программ решения; разработку детального плана решения.

3. Выполнение решения – включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

 

Классификация управленческих решений.

1. По масштабу воздействия:

общие и частные

2. По направленности воздействия:

· для воздействия на внешнюю среду предприятия

· для воздействия на внутреннюю среду

3. По периоду действия:

· на длительный срок (штатное расписание)

· на короткий срок (авария на производстве, ураган, пожар и т.д.)

4. По степени структурированности:

· слабоструктурированные (незапрограммированные)

· высокоструктурированные (запрограммированные)

5. По количеству целей:

· моноцелевые (одноцелевые)

· полицелевые (многоцелевые)

6. По длительности действия:

· стратегические (долгосрочные и среднесрочные)

· тактические

· оперативные

7. По уровню принятия:

· затрагивающие организацию в целом

· затрагивающие структурные подразделения организации

· затрагивающие функциональные службы

· затрагивающие отдельных работников

8. По глубине воздействия:

· одноуровневые

· многоуровневые