Логическая структура экономической информации


Экономическая информация имеет дискретный характер, т.е. может быть представлена как совокупность отдельных структурных единиц информации. Выделяют простые и сложные информационные совокупности. Простые – не поддаются дроблению, сложные – образуются сочетанием различных элементов.

Реквизит – простейшая структурная единица информации, неделимая на смысловом уровне, отражающая количественную или качественную характеристику объекта. Различают два вида реквизитов: реквизит-признак и реквизит-основание.

Реквизит-признак – содержит качественную характеристику объекта, имеют цифровое или символьное обозначение. (Например, наименование предприятия, его код, номер документа, номер счета, дата) Над реквизитом-признаком выполняются только логические операции (например: сортировка, выборка).

Реквизит-основание – содержит количественную характеристику объекта (например: количество, сумма, расценки). С ними можно производить арифметические действия, они, как правило, имеют числовое значение.

Каждый реквизит имеет форму и содержание. Форма – это наименование реквизита, например «наименование продукции», «количество».

Содержание отражает конкретное значение реквизита. Одной форме могут соответствовать несколько содержаний.

Например: «Наименование продукции» - печенье, пряники, вафли.

В АИТ выделение реквизитов необходимо для определения объемов информации, организации ее ввода в компьютер, формирования базы данных.

Классификация реквизитов:

1) по характеристике свойств: основания и признаки;

2) по значимости: обязательные и необязательные;

3) по стабильности: постоянные и переменные;

4) по индикации: алфавитные, цифровые и алфавитно-цифровые;

5) по назначению в технологическом процесс: специальные, справочные, группировочные.

Справочные реквизиты характеризуют основания. Например, дата, наименование подразделения, материала; фамилия, имя, отчество работника). Позволяют отличать одно сообщение от другого.

Группировочные реквизиты ограничивают содержание основания. Например, табельный номер работника: ему соответствует сумма з/пл работника к выдаче; номенклатурный номер – стоимость материальной ценности на складе. Это ключевые признаки. С их помощью после логической и арифметической обработки данных получают показатели в виде итогов. Например, сумма з/пл по ведомости; наличие материалов на складе по оборотно-сальдовой ведомости – на сумму. Группировочные реквизиты также служат для объединения однородной информации для последующих расчетов. Пример тот же, наличие материалов на складе, но по группе материалов (компьютерные столы).

Специальные реквизиты – это реквизиты, применение которых необходимо только в условиях обработки на ЭВМ. Например, скорость передачи данных по модему (или пропускная способность коммутационной сети?) – 33600 бод (или бит/сек.); ввод с данных с дискеты А:; номер кластера на магнитном диске при проверке на вирусы.

Составные единицы информации (СЕИ):

Показатель – минимальная СЕИ, сохраняющая информативность (имеющая экономический смысл), представляет собой сочетание одного реквизита-основания и относящихся к нему реквизитов-признаков. Показатель является минимальной совокупностью, достаточной для образования документа.

Документ – СЕИ, которая представлена на материальном носителе (бумажном или электронном) и имеет самостоятельное значение. Документы, характеризующие производственную деятельность, содержат большое количество показателей.

Информационный массив (файл) – представляет собой основную структурную единицу при автоматизированной обработке данных, является основой для создания баз данных. В массиве содержится группа однородных документов, объединенных по определенному признаку.

Информационный поток – совокупность информационных массивов, образуемых при решении конкретной экономической задачи.

Информационная подсистема – объединяет информацию, относящуюся к какому-либо блоку управления (бухучет, Финансы, материально-техническое снабжение, сбыт).

Информационная система – структурная единица высшего уровня – соотносится с каким-либо экономическим объектом (предприятием, фирмой, банком).