Причины возникновения казачества. Запорожская Сечь


Термин «казак» впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка переводится как «страж, конвоир».

Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в.в.:

1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;

2) усиление экспансии католичества;

3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;

4) усиление феодального гнета;

5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).

Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.

На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.

В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населе­ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.

Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав­густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой­ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на­ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан­ное войско, вносили в специальный список - реестр. Отсюда и название ка­заков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож­ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.

Некоторые казаки убегали дальше на юг, в низовье Днепра, в трудно­доступные степи за днепровскими порогами, и называли их «низовыми» или «запорожскими».

Огромную роль в объединении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин «Запорожская Сечь» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.

Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.

Однако следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – «голота», «сирома», которые иногда не имели даже собственной рубахи.

Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, националь­ного и религиозного гнета. Первыми крупными совме­стными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг.

В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, ТТрясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.

Неоднократные попытки украинского казачества защитить интересы кре­стьянства и ограничить наступление польских феодалов на украинские земли за­кончились неудачей. С 1638 г. после поражения казачества начался период безграничного закабаления беззащитного украинского крестьянства и поль­ского господства – период «золотого покоя» в польской истории. Он продол­жался десять лет и был прерван новым, ещё более мощным восстанием, во­шедшим в историю под названием Освободительная война украинского на­рода.