Причины возникновения казачества. Запорожская Сечь
Термин «казак» впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка переводится как «страж, конвоир».
Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в.в.:
1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;
2) усиление экспансии католичества;
3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;
4) усиление феодального гнета;
5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).
Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.
На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.
В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населения, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.
Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Августа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное войско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским национально-освободительным движением. Казаков, которые составляли данное войско, вносили в специальный список - реестр. Отсюда и название казаков - реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорожским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.
Некоторые казаки убегали дальше на юг, в низовье Днепра, в труднодоступные степи за днепровскими порогами, и называли их «низовыми» или «запорожскими».
Огромную роль в объединении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин «Запорожская Сечь» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.
В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.
Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.
Однако следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – «голота», «сирома», которые иногда не имели даже собственной рубахи.
Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета. Первыми крупными совместными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украине 1591-1596 гг.
В 1620-1630 годах в Украине произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, ТТрясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.
Неоднократные попытки украинского казачества защитить интересы крестьянства и ограничить наступление польских феодалов на украинские земли закончились неудачей. С 1638 г. после поражения казачества начался период безграничного закабаления беззащитного украинского крестьянства и польского господства – период «золотого покоя» в польской истории. Он продолжался десять лет и был прерван новым, ещё более мощным восстанием, вошедшим в историю под названием Освободительная война украинского народа.