Жизненный цикл социальной технологии
Модель алгоритма разработки социальной технологии
Этапы технологизации.
Тема 2. Основные этапы технологизации и алгоритм разработки социальной технологии
Выделяют три основных этапа разработки социальной технологии: теоретический, методический и процедурный.
1. Теоретический – первичное описание объекта технологизации, разложение этого объекта на отдельные элементы и выявление связи между ними.
2. Методический –сбор информации о состоянии дел в организации. На этом этапе выбираются методы сбора информации, способы обработки, анализа информации, способы превращения этой информации в конкретные выводы и рекомендации.
3. Процедурный –организация практической деятельности по разработке, внедрению или совершенствованию социальной технологии.
Совокупность теоретических, методических и процедурных этапов представляет собой систему разработки социальной технологии.
В рамках каждого этапа тоже существует свой алгоритм действия.
Учебная модель – упрощенная, включает 7 основных процедур:
1) Определение цели социальной технологии:
- генеральные цели;
- общие цели;
- специфические цели.
2) Выявление последовательности этапов, процедур и операций социальной технологии.
3) Определение методов выполнения действий на отдельных операциях и процедурах.
4) Характеристика инструментария, необходимого для реализации социальной технологии на уровне отдельных процедур и операций.
5) Определение вида и размера ресурсов, необходимых для выполнения этапов процедур и операций.
6) Определение стандартов и норм, необходимых для реализации социальной технологии.
7) Определение групп исполнителей тех или иных этапов и процедур.
Под жизненным циклом социальной технологии мы будем понимать последовательность стадии социальной технологии от начала ее разработки до превращения этой технологии в отрегулированный процесс.
Этапы жизненного цикла социальной технологии отличаются от тех этапов, которые выделяются в жизненном цикле товара, организации.
Три основных этапа:
1) Разработка социальной технологии.
2) Внедрение (освоение) социальной технологии.
3) Этап постоянного пользования.
На каждом этапе жизненного цикла существует свой набор проблем, которые решаются совместно заказчиком и разработчиком социальнойтехнологии.
Разработка социальной технологии:
-на этой стадии совместно определяется цель, согласовывается и определяется конечный результат;
- согласовывается последовательность технологических процедур;
- определяются затраты на разработку и освоение социальной технологии;
- прогнозируется эффективность социальной технологии.
Внедрение (освоение) социальной технологии:
- совместно осуществляется пересмотр и адаптация функциональных обязанностей отдельных работников и рабочих групп, могут уточняться характеристики оценки результата труда, т.е. совместно решается вопрос о внесении изменения в объект социальной технологии;
- координация всех элементов системы;
- оптимизация взаимодействия внешних и внутренних факторов;
- диагностика процесса освоения социальной технологии;
- анализ хода освоения социальной технологии;
- корректировка операций, процедур социальной технологии, ее нормативной базы;
- формирование системы мотивации персонала для эффективного освоения социальной технологии.
Этап постоянного пользования:
Главной целью этого этапа является обеспечение функционирования социальной технологии, что предполагает:
- соблюдение технологической дисциплины в соответствии с требованиями регламента социальной технологии;
-обеспечение функционирования системы мотивации пользователей социальной технологии;
- выявление внутренних резервов развития социальной технологии.