Процесс обучения грамоте.


Для правильной организации обучения грамоте необходимо предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению.Изучение проводится в августе или еще раньше – весной, при посещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задаются вопросы, предлагается рассказать о чем-нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно рекомендовать следующую схему:

Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает менее половины букв; знает лишь отдельные буквы; не знает никаких букв.

Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (печатными или письменными буквами); умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе.

Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция.

Устная связная речь: а) чтение стихотворений наизусть: знает не менее трех стихотворений, охотно их читает; знает 1-2 стихотворения, читать стесняется; стихов наизусть не знает; б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколько сказок; пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пытается рассказать; в) рассказы по картинке: связный рассказ – более 20 слов, правильное построение предложений; от 10 до 20 слов, правильное построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный ответ из 2- 4 слов.

Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что-либо, обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос – подробно, сложным ответом или односложно.

Синтаксис речи: размер предложений; четкость построения предложения; простые предложения и сложные; полные предложения и неполные, эллиптические (предложения с нулевым сказуемым: За домом – сад, залитый солнцем).

Лесика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правильность употребления слов.

Все собранные сведения фиксируются. Они необходимы для индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Обучение грамоте делится на три периода: добукварный (чтение – 11 часов, письмо – 11 часов), букварный (чтение – 67 часов, письмо – 67 часов) и послебукварный (чтение -27 часов, письмо – 27 часов). Итого 210 часов в год (6 часов в неделю).

В добукварный период учащиеся практически знакомятся со словами, которые обозначают названия предметов, признаков, действий; с предложением. Учатся делить слова на слоги. Получают представление об ударении, ударном слоге; речевых и неречевых звуках; о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных (знакомятся с условными обозначениями их на схеме). Учатся графически моделировать слова . Чтение.

Правила посадки во время письма; положение ручки (карандаша) в руке во время письма; расположение тетради на парте во время письма; ориентирование на странице тетради и в графической сетке. Письмо.

В букварный период идет ознакомление учащихся со звуками и обозначение их буквами; обучение основному приему чтения с ориентировкой на гласные звуки; обучение правильному интонированию предложений. При введении нового звука необходимо придерживаться следующего плана:

1. Выделение звука из слова.

2. Наблюдение над артикуляцией при произнесении звука, его характеристика.

3. Определение места данного звука в словах, предложенных учителем или подобранных детьми.

4. Знакомство с буквой, обозначающей данный звук. Чтобы зафиксировать образ буквы в памяти учащихся, эффективны такие задания: найти как можно больше предметов, имеющих внешнее сходство с печатной буквой; конструирование данной буквы с помощью карандашей, палочек; заучивание небольших стихотворений, создающих яркий образ изучаемой буквы.

5. Чтение слогов с данной буквой, слов, предложений.

Таким образом, в течение букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать по букварю, писать в тетрадях с печатной основой и в тетрадях с сеткой для 1 класса. В этот же период закладываются основы орфоэпического чтения и грамотного письма.

Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи. В этот период расширяются представления детей об окружающем мире, происходит первое знакомство с произведениями украинских и русских классиков. Прививается интерес к систематическому чтению.

Важной составляющей периода обучения грамоте является развитие у первоклассников интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. В 1 классе работа с книгой предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, столбиком (стихами) или длинными строчками она написана (слово «проза» при этом не используется), одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец и др. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению названия книги, фамилии и имени автора, а к концу года – к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов.

Для работы с детской книгой в 1 классе отводится половина урока один раз в неделю. Кроме того, на каждом уроке несколько минут посвящается работе с букварем как учебной книгой: дети учатся листать его и находить указанную страницу, обнаруживать условные знаки на странице и объяснять смысл игровых заданий и др.

Методические рекомендации:

1. Обучение шестилетних первоклассников безотрывному письму предусматривается только в тех случаях, когда безотрывные соединения букв являются естественными (пл, ле, ми).

2. В работе с детьми, у которых преобладают действия левой руки, после консультации с психологом (врачом) учитель должен соответствующим образом корректировать методику обучения письму таких детей, не настаивая на их переучивании.

3. Речь учителя должна быть нетороплива, выразительна, отчетлива; предложения простые, доступные.

4. Мышление первоклассников конкретно-предметное → обучение должно быть наглядным.

5. У шестилетних учащихся ведущим является игровой тип деятельности → использование дидактических игр, введение сказочных персонажей.

6. Первоклассники быстро утомляются, теряют внимание и интерес → сокращенные уроки (35 минут), не менее 2 физпауз в течение урока, смена видов деятельности, устной и письменной работы (каждые 10 минут).