Учебно-методический комплект по обучению грамоте.


Основные средства обучения грамоте – букварь (чтение), прописи, тетрадь-шаблон (письмо).

1. Рудяков А. Н. Букварь : учеб. для 1 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Александр Николаевич Рудяков, Татьяна Яковлевна Фролова, Лидия Александровна Миронова. – К. : Грамота, 2012. – 160 с.

2. Прописи с калькой. 1 класс. Новая программа 2012. К букварю А. Н. Рудякова, Т. Я Фролова, Л. А. Миронова. В 2-х частях. И. В. Цепова, Н. В. Зверькова. Изд-во: Ранок, 2012. – 64 с.

3. Гусельникова И. А. Тетрадь-шаблон по письму. 1 класс. – Х. : Издательство «Ранок», 2012. – 48 с.

(Пособие дополняет прописи, но не заменяет их. Выполнение разнообразных упражнений тетради-шаблона способствует разработке руки, развитию мелкой моторики, а также формированию устойчивых каллиграфических навыков. Тетрадь-шаблон поможет учителю организовать как коллективную, так и индивидуальную работу учащихся).

Новый учебник «Букварь» предполагает не только обучение чтению. Изучая буквы, складывая их в слова, первоклассник одноврéменно осваивает окружающий мир. Иллюстрации, тексты, пословицы и задания направлены на воспитание юного гражданина, который гордится своей страной, осознаёт общечеловеческие ценности: Родина, семья, личность. Букварь знакомит с традициями украинского и русского народов, помогает усвоить этические нормы. Задания строятся таким образом, чтобы на основе своего небольшого жизненного опыта и знаний, полученных из различных источников, ребёнок мог сам составить высказывание о том, как вести себя в сложной ситуации, о правилах перехода улицы, о пользовании компьютером, мобильным телефоном и т. п. «Букварь» целенаправленно подготавливает первоклассника к последующему изучению русского языка, в частности, к обучению грамотному письму. Поскольку при письме мы обозначаем буквами звуки речи, нужно научить ребёнка их слышать. От умения выделять безударные гласные, глухие и звонкие согласные зависит выработка у школьника так необходимой ему орфографической зоркости. Развитие речи в добукварный, букварный и послебукварный периоды осуществляется на основе иллюстративного и текстового материалов, способствующих формированию навыков говорения, слушания и чтения. В добукварный период первоклассники знакомятся с ключевыми понятиями, на основе которых в дальнейшем будет изучаться предмет «Русский язык»: звук, буква, слог, слово, предложение, речь. Открывает «Букварь» карта Украины, в которой алфавит представлен названиями городов нашей страны. При изучении букв учитывается разный уровень подготовки учащихся. Материал учебника сориентирован на работу с детьми, которые незнакомы с алфавитом; с детьми, которые знают буквы, но не умеют складывать их в слоги; с детьми, которые владеют в разной степени навыками чтения.

В букварный период дети не только изучают буквы, но и обучаются чтению, осваивают основной приём чтения прямого слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Также дети знакомятся с правилами написания устойчивых сочетаний букв (жи–ши, ча–ща, чу–щу, полногласных сочетаний и т. п.), звонкими и глухими согласными, разделительным твёрдым и мягким знаками, двойной ролью гласных е, ё, ю, я. В этот же период на практическом уровне первоклассники знакомятся с образованием форм единственного и множественного числа существительного и глагола, со словами, замещающими слово-предмет, слово-признак (местоимениями), словами-помощниками (предлог, союз). Материал по изучению каждой буквы расположен на развороте: на чётной странице – для первичного обучения чтению, на нечётной – для совершенствования навыков чтения, а также для развития речи. Способ подачи учебного материала, вопросы и задания создают условия для проявления учеником самостоятельности (например, ввод каждого звука/буквы осуществляется путём анализа иллюстрации, что позволяет ребёнку, не знающему буквы, самому определить, какой звук/буква будет изучаться). Предметы и объекты, названия которых содержат изучаемую букву, представлены в одной сюжетной картинке. Она отражает основную тему и служит материалом для развития речи. Задания формулируются в виде пиктограмм, условных символов, кратких вопросов. Они сориентированы на личность ребёнка, круг его интересов (Моё первое в жизни слово… ; Я умею делать… ; Я люблю играть в… ; Какое у меня настроение? и т. п.).

Формированию речи способствуют такие виды заданий, как перескажи, придумай продолжение сказки/рассказа, инсценируйте. Выработке чёткости речи помогают скороговорки, тематически связанные с темой блока. Работа с пословицами организуется с помощью вопроса: «Когда так говорят, почему так говорят?» В рубрике «Народные традиции» представлены украинские и русские игрушки, старинные игры, средства передвижения, национальные блюда. Задания в рубрике «Кто больше?» формируют умение отбирать и систематизировать информацию.

Материал послебукварного периода, включающий тексты русских и украинских классиков и современных авторов, сориентирован на закрепление изученного в добукварный и букварный периоды и подготовку к системному изучению языка и литературного чтения в последующих классах