Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.


Вопрос 2. Методологические основы изучения общества

В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Иначе говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В середине ХIХ века К.Маркс, а затем в ХХ веке П.Сорокин сумели прорваться к истине. К.Маркс во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношениямежду людьми.

Аналогичный подход мы находим и у П.Сорокина, разница лишь в том, что социальные связи и отношения у него обозначены как «значимое человеческое взаимодействие».

Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях.

Исходя из этого, можно дать следующее определение:

Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.

Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.

Лежащие в основе общества связи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.

В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – этопродукт взаимодействия людей, сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.