Ресурсы информационной сети


Оконечные системы информационной сети

 

Оконечные системы информационной сети могут быть классифицированы как:

· терминальные системы (Terminal System) – компьютеры конечных пользователей сети;

· хостинговые системы (Host System) – компьютеры, на которых размещаются информационные и программные ресурсы сети;

· серверы (Servers) – компьютеры, которые могут предоставлять сетевые сервисы. Например, управление доступом к информационным ресурсам и устройствам коллективного пользования, регистрация пользователей и контроль за правами их доступа в сеть, обслуживание вызовов, и т.д. Серверы, в зависимости от возможностей их операционных систем, могут работать как в режиме хостов (информационные серверы), так и в режиме сетевых коммуникационных устройств;

· административные системы (Management System) – компьютеры и устройства, которые обеспечивают работу приложений эксплуатационного управления сетью и отдельных ее частей.

ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку в роли оконечных систем информационной сети выступают компьютеры, ее еще называют «компьютерной сетью». Телекоммуникационная сеть при этом классифицируется как «сеть передачи данных» (используемая ранее классификация по виду передаваемой информации).

 

Ресурсы информационной сети подразделяются на информационные, ресурсы обработки и хранения данных, программные и коммуникационные.

Информационные ресурсы представляют собой информацию и знания, накапливаемые во всех областях науки, культуры и жизнедеятельности общества, а также продукцию индустрии развлечений. Все это систематизируется в сетевых банках данных, с которыми взаимодействуют пользователи сети. Эти ресурсы определяют потребительскую ценность информационной сети и должны не только постоянно создаваться и расширяться, но и вовремя архивироваться и обновляться, а пользование сетью должно обеспечивать возможность получать актуальную информацию именно тогда, когда в ней возникает необходимость.

Ресурсы обработки и хранения данных – это производительности процессоров и объемы памяти компьютеров, работающих в сети, а также время, в течение которого они используются.

Программные ресурсы представляют собой сетевое программное обеспечение: серверное ПО, ПО рабочих станций и драйверы; прикладное ПО, ориентированное на использование возможностей сетей и участвующее в предоставлении услуг пользователям; инструментальные средства: утилиты, анализаторы, средства сетевого контроля, а также программы сопутствующих функций. К последним относятся: выписка счетов, учет оплаты услуг, навигация (обеспечение поиска информации в сети), обслуживание сетевых электронных почтовых ящиков, организация мостов для телеконференций, преобразование форматов передаваемых информационных сообщений, криптозащита информации (кодирование и шифрование), аутентификация (в частности, электронная подпись документов, удостоверяющая их подлинность).

Коммуникационные ресурсы – это ресурсы, участвующие в транспортировке и перераспределении потоков информации в сети. К ним относятся пропускные способности линий связи и оборудования узловых пунктов, а также время их занятия при взаимодействии пользователя с сетью. Они классифицируются в соответствии с типом используемой среды передачи и телекоммуникационной технологии.

Все перечисленные ресурсы в информационной сети являются разделяемыми, т. е. могут использоваться одновременно несколькими прикладными процессами.

Основным требованием, предъявляемым к информационной сети, является обеспечение пользователям эффективного доступа к разделяемым ресурсам. Все остальные требования – пропускная способность, надежность, живучесть, качество обслуживания – определяют качество выполнения этого основного требования.

Параметры оценки эффективности информационной сети

 

Представление пользователя об уровне производительности информационной сети, как системы распределенных ресурсов, складывается из оценки таких параметров как время реакции сети, задержка передачи и вариация задержки передачи, а также прозрачность.

Время реакции сети определяется как интервал времени между возникновением запроса пользователя к какой-либо сетевой службе (например, передачи файлов) и получением ответа на этот запрос. Значение этого показателя зависит от типа службы, к которой обращается пользователь, от того к какой категории относится пользователь и какова производительность сервера, к которому он обращается, а также от степени загруженности элементов сети, через которые проходит его запрос.

Задержка передачи определяется как время между моментом поступления пакета данных на вход какого-либо сетевого устройства или фрагмента сети и моментом выхода из него. Этот параметр по существу характеризует этапы временной обработки пакетов при прохождении их по сети. При этом производительность сети оценивается, как правило, максимальной задержкой передачи и вариацией задержки.

Вариация задержки (джиттер задержки) характеризует колебание задержки во времени. Большой разброс в значениях задержки негативно сказывается на качество предоставляемой пользователю информации при передачи чувствительных к ним видов трафика, таких как видеоданные, речевой трафик. Это сопровождается возникновением «эха», неразборчивостью речи, дрожанием изображения и т.п.

Прозрачность характеризуется свойством сети скрывать от пользователя принципы ее внутренней организации. Пользователь не должен знать место нахождения программных и информационных ресурсов (имя ресурса не должно включать адрес его нахождения), для работы с удаленными ресурсами он должен использовать те же команды и процедуры, что и для работы с локальными ресурсами, процессы распараллеливания вычислений в сети должны происходить автоматически без участия операторов. Требование прозрачности обеспечивает пользователям удобство и простоту работы в сети.

 

Понятие инфо-коммуникационной сети

 

К настоящему времени официальных рекомендаций сектора стандартизации МСЭ по определению понятия «инфо-коммуникационная сеть» не выработано. Тем не менее, в контексте вышеизложенного можно дать следующее толкование этого термина.

Инфо-коммуникационная сеть представляет собой совокупность оконечных систем и любых терминальных устройств пользователей, а также ресурсов сети, которые совместно обеспечивают производство и предоставление полного спектра телекоммуникационных и информационных услуг, удовлетворяющих требованиям пользователей к их качеству.

Таким образом, инфо-коммуникационная сеть представляет собой продукт конвергенции сетей электросвязи, существовавших ранее отдельно для каждого вида связи и информационной сети. В отличие от последней характеризуется возможностью предоставления разного вида услуг (переноса информации в виде пользовательских сообщений и запрашиваемой из сети; предоставления различных видов связи: телефонной, факсимильной, передачи данных и т.д.; предоставления различных сред передачи, каналов и трактов стандартизованных скоростей на время и постоянно и т.п.) с использованием универсальной сетевой платформой (рис. 2.3).

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые авторы используют термин «компьютерная сеть» как синоним понятия «инфо-коммуникационная сеть». Традиционные сети электросвязи связи (телефонную, телеграфную, телевизионную, передачи данных и т.д.) часто объединяют общим понятием “телекоммуникационные сети”, что на наш взгляд не совсем корректно.

Термины, определяющие ту или иную сеть, традиционно формировались, отражая вид связи или вид передаваемой информации, что в конечном итоге определяло утилитарное назначение сети. И это для своего времени было правильно. К примеру, телефонная сеть носит такое название не потому, что она объединяет телефонные аппараты пользователей, а потому, что ее назначение состоит в реализации вида связи “телефония” (др. греческий – передача звука на расстояние). Аналогично – телеграфные сети, сети факсимильной связи, телевизионные сети, радио сети и т.д.

Сети передачи данных, предназначавшиеся в свое время в основном для передачи компьютерной информации – данных, стали называть “сети ЭВМ”, “вычислительные сети”, а позднее “компьютерные сети”, подчеркивая тем самым наличие в сети вычислительного ресурса и его возможностей. На наш взгляд, эти термины хоть и укоренились в технической литературе, являются не вполне адекватными понятию “инфо-коммуникационные сети”.


 

 

 
 

 

Рисунок 2.4 Инфо-коммуникационная сеть

 

Заметим, что в каждом из перечисленных видов сетей можно выделить и отдельно исследовать телекоммуникационных аспект в том смысле, как это рассмотрено выше, т.е. исключая из рассмотрения оконечные системы и устройства. С этой точки зрения объединение традиционных сетей связи (телефонной, телеграфной, телевизионной, передачи данных и т.д.) в общую группу “телекоммуникационные сети” также не представляется корректным.

Что же касается современных инфо-коммуникационных сетей, которые появляются в результате конвергенции как сетей, так и оконечных систем различного вида и назначения, то термин “компьютерные сети” никак не определяет их особенности. В качестве оконечных систем здесь могут выступать любые устройства. Это сотовые и IP-телефоны (проводные и беспроводные), мини-АТС и бытовые приборы (вплоть до холодильников) и, естественно, компьютеры.

Отличительной особенностью инфо-коммуникационной сети, как уже отмечалось, является универсальность ресурсной платформы с точки зрения предоставления как телекоммуникационных услуг, то есть услуг обмена сигналами, переносящими в пространстве информационные сообщения, создаваемые самими пользователями, так и информационных услуг – услуг накопления различных видов информации, хранения ее в сети и обеспечения возможности получения любой необходимой информации из сети по запросу пользователя.