Вторая женитьба Ивана 3.


Политическая культура Древней Руси

Политические институты и политическая культура Древней Руси.

ДР – состоит из 15 государств – княжеств (или правильно республик). Главным властным институтом было – вече (везде), т.е. собрание свободных жителей столичного города. Концепция Фроянова утверждает, что вече существовало повсеместно цитата: «Новгородцы изначально ,а также и Киевляне, Смоляне, Черниговцы … как на думу на вече сходятся, и что старшие города решат, на том младшие и станут». Вече было всегда, повсеместно, приоритеты столичных городов на вече. Академик Янин утверждал, что вече не было возможно т.к. не было МТБ. Вывод: главным властным институтом повсеместно было вече, которое решало вопросы о: войне и мире, о княжении того или иного Рюриковича, на вече князья приносят присягу, заключает договоры с землей, вече решает вопросы о сборе народного ополчения, выбирает церковных глав, распоряжается землей и казной, князь – глава исполнительной и судебной власти, символический глава государства, у него свои функции. Второй по значимости институт – князь, он глава

 

военной власти, верховный судья, символическая функция – должен приносить удачу земле, быть харизматичным человеком. Далее идут бояре – двух типов (княжеские и столичные – земские), земские занимались организацией веча. Далее посадский, тысяцкий избирались из числа бояр.

Республиканская и демократическая. Древнерусские люди были свободные люди. Князь не титуловался государем, т.к. холопы так называли своего господина. В Древней Руси было народовластие.

С подачи римского папы Софья Палеолог (последняя византийская принцесса) выходит за Ивана 3.

С точки зрения Рима это подталкивало Москву к присоединению к флорентийской унии. Но Иван 3 отправил католическую свиту Софьи обратно и заставил её принять православие. Через этот брак московский княжеский дом приобрел особенный статус в связи с родством с Византией. Таким образом Иван 3 укреплял свои претензии на царский титул.