Медиаобразование и медиаграмотность


 

В последнее время кроме понятий "информационная культура" и "информационно-коммуникационная компетентность" широкое распространение получили термины "медиаобразование" и "медиаграмотность".

Термин "медиа" (от лат. mediа— средство) употребляется как аналог термина "средства массовых коммуникаций" (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет).

Как и в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как "медиа образование", "медиакультура", "медиаграмотность". К примеру, в документах ЮНЕСКО медиаобразованиепонимается как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной об­ласти в педагогической теории и практике. Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

В рекомендациях ЮНЕСКО подчеркивается, что медиаобразование — часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение инфор­мации. Наряду с признанием различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в национальных учебных планах, в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека.

Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями. Оно дает возможность понять, как массовая коммуникация используется в социумах, овладеть способ­ностями использования медиа в коммуникации с другими людьми, обеспечивает человеку знание того, как:

- анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

- определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и культурные интересы;

- интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

- отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

- получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

1. медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета — журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;

2. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое со своей стороны может быть интегрированным с традиционными дисципли­нами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.);

3. медиаобразование в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;

4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т. д.);

5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, ВУВ, сети Интернет;

6. самостоятельное непрерывное медиаобразование, которое может осуществляться в течение всей жизни человека.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стиму­лирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, т. е. погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном режиме, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы. Школьники и студенты должны изучать не только как сконструированы те или иные медиатексты, но и как они выражают различные политические, идеологические, экономические, социокультурные интересы.

Понятие медиаграмотность (medialiteracy) ведет свое начало от терминов "критическое видение" и "визуальная грамотность", которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также термины "технологическая грамотность", "информаци­онная грамотность", "компьютерная грамотность".

Ученые и преподаватели разных стран (Л. Мастерман, К. Ворсноп, А. В. Шариков, А. В. Спичкин) считают, что ме-диаграмотность — это часть более широкого и емкого понятия "медиаобразование". Большинство экспертов ЮНЕСКО при­держиваются мнения, что наиболее обоснованным является сле­дующее определение медиаграмотности: "Медиаграмотность — движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты"1.

При этом нужно учитывать следующие принципы медиаобразования:

1. центральная концепция медиаобразования — репрезентация: медиа не отражают реальность, а представляют ее, используя систему знаков и символов;

2. медиаобразование — это исследовательский процесс, скорее диалог, чем дискуссия;

3. обучение в медиаобразовании основано на использовании вариативных аналитических инструментов и множества новых путей деятельности в различных областях;

4. эффективность медиаобразования может быть оцене­на двумя критериями: способностью учащихся применять свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа;

5. медиаобразование — особая область, в которой знания не просто передаются учителями или "открываются" учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися.

Медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Формирование медиаграмотности должно пре­доставить обучаемому возможность:

- развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;

- получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

- развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;

- декодировать медиатексты, чтобы распознавать и оценивать культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

- распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов.

Отмечая, какие новые интерактивные возможности для практической и аналитической работы открываются перед медиаобразованием в связи с распространением мультимедиа-технологий и сети Интернет, эксперты видят в этом процессе не только положительные, но и отрицательные стороны. Положительной стороной является то, что в компьютерном классе можно продуктивно заниматься практической работой, следовательно, многие концептуальные вопросы (например, манипуляции с изображениями) могут быть изучены практическим и понятным путем. С другой стороны, такого рода технологии могут потенциально индивидуализировать процесс создания медиапродукции, т. е. изолировать человека от социума. Поэтому при обучении предполагается, что учащиеся должны обсуждать медиатексты, ставя их в обширный социокультурный контекст, не отрываться от реальной жизни, а активно участвовать в ней.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое информатизация общества? Назовите исторические предпосылки информатизации общества.

2. Перечислите признаки информационного общества. Чем определяется информационный потенциал общества?

3. Как влияет информатизация общества на сферу образования?

4. Что представляет собой информатизация образования? Какие процессы привели к необходимости информатизации образования?

5. Каковы основные направления информатизации образования? Какие процессы в системе образования она инициирует?

6. Какие вы знаете средства информатизации образования?

7. Что такое информационно-учебная деятельность?

8. Назовите средства новых информационных технологий.

9. Как определялась компьютерная грамотность обучаемых в разных программах школьного курса информатики?

10. Определите понятие "информационная культура"; назовите основные компоненты информационной культуры.

11. Исходя из компетентностного подхода, определите основные компетенции специалистов информационного общества в области ИКТ.

12. Что означает слово "медиа"? Как определяется в документах ЮНЕСКО понятие "медиаобразование"? Как влияет медиаобразование на современную культуру?

13. Каковы основные направления медиаобразования?

14. Приведите разные трактовки понятия "медиаграмотность".

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. — 1987. — №6. — С. 3-11.

2. Ключарев Г. А. Образование взрослых и демократия в информационном российском обществе // Россия-2001: Новые тенденции политического, экономического и социального развития. — М, 2002. — С. 188-194.

3. Колин К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Аlma mater (Вестник высшей школы). — 2000. — № 6.

4. Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

5. Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации: Учебник. — М.: Форум, 2005.

6. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. — 2001. — № 5. — С. 119-121.

7. Основы информатики и вычислительной техники: Про­грамма для сред. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1985.

8. Программы средней общеобразовательной школы. Основы
информатики и вычислительной техники. — М.: Просвещение, 1991.

9. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: ИИО РАО, 2007.

10. Роберт И. В., Козлов О. А. Концепция комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2005.

11. Урсул А. Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учеб. пособие. — М., 1990.

12. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов, 2001.

13. Ходнев А. С. Реформа и цели высшего образования // Россия-2001: Новые тенденции политического, экономического и социального развития. — М., 2002. — С. 167-173.

14. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990.