Понятие информационной технологии
Содержание
Раздел описаний
В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в программе. Описать идентификатор – значит, указать тип связанного с ним объекта программы.
Раздел описаний состоит из следующих частей:
1) Раздел подключаемых библиотек. Он имеет вид:
Uses <имя библиотеки>;
Этот раздел всегда записывается первым в разделе описаний.
В библиотеках хранятся стандартные функции языка Паскаль.
Пр. Uses Crt, Dos, Graph;
2) Раздел описания типов служит для создания новых типов данных, не являющихся стандартными для языка Паскаль.
Пр. type MAS=array[1..10] of integer;
Теперь в любом месте программы, где требуется запись “array[1..10] of integer” мы будем использовать запись “MAS”.
3) Раздел описания констант.
Константы описываются с помощью служебного слова “const”. Описания нескольких констант разделяются знаком “;”.
Пр. const
c1=17; {целая константа}
c2=3.14; { вещественная константа}
c3=’A’; {символьная константа}
c4=’3.14’; {строковая константа}
c5=false; {логическая константа}
4) Раздел описания переменных.
Раздел переменных открывается служебным словом VAR. При описании переменных за идентификатором ставятся двоеточие и имя типа. Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми.
Пр. VAR
sigma:real;
a,b,c,d:char;
x:integer;
flsg:Boolean;
M:MAS;
5) Раздел описания меток.
Метка – это цифра от 0 до 9999 или идентификатор. Служит для перехода от одного оператора к другому.
Для описания меток используется служебное слово label.
Пр. label
1, 2, a3, 8;
Мы пользоваться метками не будем.
6) Раздел описания процедур и функций. (procedure и function) будет рассмотрен позднее.
Вышеперечисленные разделы могут встречаться в программе произвольное число раз.
Порядок разделов также произвольный.
Исключение составляет раздел Uses. Он всегда описывается первым и встречается в программе только один раз.
Любой из разделов может отсутствовать. Как частный случай (когда все описательные разделы отсутствуют), раздел описаний может отсутствовать полностью.
Раздел описаний – подготовительный раздел. Его операторы не исполняются. Они только выделяют память для объектов программы.
Раздел 1: Понятие информационной технологии
1.1 Определение информационной технологии
1.2 Этапы развития информационной технологии
1.3 Составляющие информационной технологии
1.4 Инструментарий информационной технологии
Раздел 2: Виды современных информационных технологий 2.1 Информационные технологии обработки данных
2.2 Информационные технологии управления
2.3 Информационные технологии поддержки принятия решения
2.4 Информационные технологии экспертных систем
Раздел 3: Проблемы и перспективы использования информационных
технологий
3.1 Устаревание информационных технологий
3.2 Методология использования информационных технологий
3.3 Области, наиболее эффективно использующие достижения . информационных технологий
3.4 Опасности и сложности при использовании информационных технологий
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Первый признак деления - вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
Второй признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
• организация доступа к стратегической информации;
• организация защиты и безопасности информации.
Третий признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология
1 -й этап (с начала 60-х г.г.) характеризуется эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема этого этапа психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных системоориентаций, смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу.
Четвёртый признак деления - виды инструментария технологии
1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами,
3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.
Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.