Понятие информационной технологии


Содержание

Раздел описаний

В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в программе. Описать идентификатор – значит, указать тип связанного с ним объекта программы.

Раздел описаний состоит из следующих частей:

1) Раздел подключаемых библиотек. Он имеет вид:

Uses <имя библиотеки>;

 

Этот раздел всегда записывается первым в разделе описаний.

В библиотеках хранятся стандартные функции языка Паскаль.

 

Пр. Uses Crt, Dos, Graph;

 

2) Раздел описания типов служит для создания новых типов данных, не являющихся стандартными для языка Паскаль.

Пр. type MAS=array[1..10] of integer;

 

Теперь в любом месте программы, где требуется запись “array[1..10] of integer” мы будем использовать запись “MAS”.

 

3) Раздел описания констант.

Константы описываются с помощью служебного слова “const”. Описания нескольких констант разделяются знаком “;”.

 

Пр. const

c1=17; {целая константа}

c2=3.14; { вещественная константа}

c3=’A’; {символьная константа}

c4=’3.14’; {строковая константа}

c5=false; {логическая константа}

 

4) Раздел описания переменных.

Раздел переменных открывается служебным словом VAR. При описании переменных за идентификатором ставятся двоеточие и имя типа. Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми.

 

Пр. VAR

sigma:real;

a,b,c,d:char;

x:integer;

flsg:Boolean;

M:MAS;

 

5) Раздел описания меток.

Метка – это цифра от 0 до 9999 или идентификатор. Служит для перехода от одного оператора к другому.

Для описания меток используется служебное слово label.

 

Пр. label

1, 2, a3, 8;

 

Мы пользоваться метками не будем.

 

6) Раздел описания процедур и функций. (procedure и function) будет рассмотрен позднее.

 

Вышеперечисленные разделы могут встречаться в программе произвольное число раз.

Порядок разделов также произвольный.

Исключение составляет раздел Uses. Он всегда описывается первым и встречается в программе только один раз.

Любой из разделов может отсутствовать. Как частный случай (когда все описательные разделы отсутствуют), раздел описаний может отсутствовать полностью.

Раздел описаний – подготовительный раздел. Его операторы не исполняются. Они только выделяют память для объектов программы.

 

 

Раздел 1: Понятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

1.2 Этапы развития информационной технологии

1.3 Составляющие информационной технологии

1.4 Инструментарий информационной технологии

Раздел 2: Виды современных информационных технологий 2.1 Информационные технологии обработки данных

2.2 Информационные технологии управления

2.3 Информационные технологии поддержки принятия решения

2.4 Информационные технологии экспертных систем

Раздел 3: Проблемы и перспективы использования информационных

технологий

3.1 Устаревание информационных технологий

3.2 Методология использования информационных технологий

3.3 Области, наиболее эффективно использующие достижения . информационных технологий

3.4 Опасности и сложности при использовании информационных технологий


1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использо­ванием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

 

Первый признак деления - вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Второй признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппа­ратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессио­нального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

• организация доступа к стратегической информации;

• организация защиты и безопасности информации.

Третий признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология

1 -й этап (с начала 60-х г.г.) характеризуется эффективной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема этого этапа психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных системоориентаций, смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу.

 

Четвёртый признак деления - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология инстру­ментарий которой составляли: перо, чернильница, книга Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами,

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами.

Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.