Субъект и объект познания


Познавательное отношение состоит из 3 элементов: субъект познания; объект познания; средства познания. К видам средствам познания относятся: концептуальные, адекватные, физиологические. Субъект познания – это носитель преднамеренной, целенаправленной активности и субстанциональных свойств, определяющих качественные особенности объекта, источник познавательной деятельности (индивид, социальная группа, класс, этнос, общество, человечество, которым свойственны уровень сознания и воли). В социальном познании субъект и объект совпадают, т.к. человек (группа) познает социальную действительность, будучи включенным в нее.

Объект познания - фрагмент реальности, на что направлена познавательная активность человека, объект зависим от субъекта и лишен самостоятельной сущности. Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. В решении всех жизненных вопросов (теоретических, практических, материальных, духовных, личных, общественных) человек обязан считаться с объективными обстоятельствами и законами, иначе он обеспечивает себе жизненную неудачу. Для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект.

Мир существует для нас в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия субъект и объект соотносительны. Высший производитель знания и мудрости – человечество, в нем выделяются общности, группы индивидов, назначение которых - производство знаний, имеющих ценность (научные знания, субъект - сообщество ученых). В сообществе - индивиды, талант и гений которых обусловливают их высокие познавательные достижения. Их имена - вехи в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно- объектное отношение. Есть реальность сама по себе, а есть реальность, вступившая в отношение с сознанием субъекта. Объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а познанная реальность, ставшая фактом сознания.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания.

Объект познания - реальные фрагменты бытия, подвергшиеся исследованию. Предмет познания - конкретные аспекты, на которые направлена ищущая мысль. Человек - объект изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии. Но каждая из них видит человека под своим углом зрения: психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги, способы их лечения. В предмет исследования входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Человек - творец, субъект истории, создающий условия и предпосылки своего существования. Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. В социальном познании человек имеет дело с результатами деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается и его объектом. Социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует собственную исторически создаваемую общественную сущность.

В философских системах в соотношение понятий субъект и объект познания вкладывается разный смысл. В антропологическом материализме (Фейербах) су-бъект - индивид, объект - независимый объективный мир. Объект воздействует на субъект - пассивно воспринимающее, лишенное целей и интересов биологическое существо (Я познает объект, подвергаясь его воздействию). В диалектическом материализме(Маркс) субъект познает объект, воздействуя на него в ходе практической деятельности. Субъект выступает не как абстрактный биологический индивид, а как исторически развивающееся социальное существо, активная сила. Объект и уровень исторического развития ставит границы деятельности. Познание законов объекта, помогает согласовать деятельность и практические потребности субъекта.

В идеализме деятельностная роль субъекта в процессе познания абсолютизировалась, объект трактовался производным и зависимым от субъективной активности. В субъективном идеализме «вещь есть комплекс моих ощущений», объект фактически. Объективный идеалист Гегель показал культурно-историческую динамику, процессуальность и взаимозависимость субъекта и объекта в процессе познания.

В феноменологии субъект - чистое сознание в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, его интенциональные установки вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. Познание субъекта в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности рядом внерациональных, некогнитивных факторов (идеология, язык, бессознательное); абсолютизация творческих возможностей субъекта. В современной философии объект из фрагмента реальности преобразуется в очеловеченный объект (наделяется характеристиками соразмерными мироотношению человека) изменяется в ходе взаимодействия.

В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути абстрагирования от личностных качеств человека.