Европейское законодательство о борьбе с терроризмом.


Законодательство Совета Европы, СНГ и других региональных организаций о борьбе с терроризмом.

Региональные конвенции о борьбе с терроризмом включают конвенции Совета ЕВРОПЫ, СНГ и других региональных организаций. Рассмотрим из подробнее.

1) В 1977 г. Советом Европы была принята региональная конвенция по борьбе с терроризмом - Европейская Конвенция о пресечении терроризма, которая вступила в силу в 1978 г. Россия ратифицировала данную Конвенцию 7 августа 2000 г. В настоящее время (по данным на 2003) г. участниками конвенции, ратифицировавшими ее, являются 39 стран.

В ст. 1 Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г. указаны действия, на которые распространяется юрисдикция данной Конвенции это:

- преступление, подпадающее под действие Конвенции о борьбе с незаконным захватом судов 1970г.; преступление, подпадающее под действие Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;

- серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

- преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

- преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;

- покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.

Как установлено в данной Конвенции, террористические преступления не могут рассматриваться в качестве политических преступлений или преступления, связанного с политическим преступлением или преступления, совершенного по политическим мотивам.

Европейская конвенция о пресечении терроризма направлена на достижение единства между государствами-участниками. В ней достаточно полно рассмотрены вопросы выдачи, с тем, чтобы обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты международного характера.

В то же время, ст. 5 гласит: «Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться в качестве положения, устанавливающего обязательство о выдаче, если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче в связи с преступлением, указанным в статьях 1 или 2, была направлена с целью уголовного преследования или наказания лица на основании его расы, религии, национальности или политических взглядов или что положение этого лица может быть ухудшено по любой из этих причин».

Данное положение дает основания для невыдачи европейскими странами лиц, обвиняемых в актах терроризма в нашей стране, которым предоставлено политическое убежище в Великобритании и других странах (А. Закаев).

В целях уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты, государства должны оказывать друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в связи с судебными разбирательствами по уголовным делам о вышеуказанных преступлениях.

Впервые в Европейской конвенции о пресечении терроризма урегулированы вопросы, относительно споров между государствами-участниками. Ни в одной Конвенции, рассматривающей сотрудничество государств в борьбе с терроризмом, не рассмотрены положения о разрешении споров между государствами-участниками.

Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы должен делать все необходимое для содействия дружественному разрешению трудностей, которые могут возникнуть в связи с осуществлением Европейской конвенции о пресечении терроризма. Если возникает спор между государствами-участниками, относящийся к толкованию или применению данной Конвенции, и этот спор не был урегулирован Европейским комитетом по проблемам преступности Совета Европы, он передается на арбитражное разбирательство по просьбе любой из спорящих сторон.[12]

2)Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. Криминализация трех составов:

- «публичное подстрекательство к совершению террористических преступлений»,

- «подготовка террористов» и

- их «вербовка».

Положения о защите и компенсациях жертвам террористических актов и членам их семей.

3) Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. Расширение предмета регулирования ранее действовавшей конвенции 1990 г. Объединение в рамках единой конвенции вопросов профилактики и борьбы с отмыванием денег и проблем противодействия финансированию терроризма.

Рекомендация № Rec (2005) 10 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам об "особых методах расследования" тяжких преступлений, в том числе террористических актов от 20 апреля 2005 г.

Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом. Утверждены 11.07.2002 на 804-м заседании комитета министров //Совет Европы и Россия. 2003. № 1. с. 32 - 35. (см. в КонсультантПлюс).

4. Законодательство стран СНГ и других региональных организаций о борьбе с терроризмом.

Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечает рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, в том числе, различные проявления терроризма. В целях координации усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов

1. Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г.

2. Модельный закон МПА СНГ «О борьбе с терроризмом» 1998 г.

3.Модельный закон МПА СНГ «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств» от 04.12.2004.

4.Модельный закон МПА СНГ «О контроле за оборотом радиоактивных материалов» от 04.12.2004.

5. "МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-6 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

 

1.В 1999 году в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. В 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.[13]

2. Сегодня мало кто помнит, что 8 декабря 1998г. Межпарламентская ассамблея (МПА) государств-участников СНГ приняла Модельный закон о борьбе с терроризмом. Целью принятия Модельного закона «О борьбе с терроризмом» являлась более четкая и единообразная регламентация этого важного направления деятельности правоохранительных органов и служб безопасности государств СНГ.[14] Нормы модельных законов не являются действующими, но содержат те принципы, нормы и положения, которые тем или иным образом должны быть реализованы в национальном законодательстве государств – членов СНГ. Следует подчеркнуть, что модельные законы, принимаемые Межпарламентской ассамблеей СНГ, служат целям сближения национально-государственных законодательств, а тем самым – способствуют и формированию единого правового пространства СНГ. Это положение особенно важно для отрасли уголовного права.[15]

Среди документов других региональных международных организаций о борьбе с терроризмом следует назвать такие, как:

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г, (участники - республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан). Ратифицирована Россией в 2003 г.

Арабская конвенция о борьбе с терроризмом 1998 г. (участники -арабские государства, преступления создают угрозу Арабской нации, на основе доктрины ИСЛАМСКОГО ШАРИАТА)

Конвенция Организации Исламская Конференция о борьбе с международным терроризмом 1999 г.(УЧАСТНИКИ – страны-члены организации).

Конвенция Организации Африканского Единства по предупреждению и борьбе с терроризмом 1999 г.(участники –страны члены организации).

Таким образом, мировое сообщество уделяет огромное внимание обеспечению законодательной базы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так как терроризм приобрел международный характер, то и борьба должна с ним проводиться на международном уровне - только так его можно устранить. На этом пути имеются трудности, связанные, прежде всего, со спецификой национальных норм - поэтому стоит задача определенной унификации этих норм. Можно с удовлетворением отметить, что подавляющее большинство стран понимают это и идут на сближение своих законодательств в этой сфере, что, в сочетании с иными формами борьбы с терроризмом, способно снизить уровень этой всеобщей угрозы.


[1] Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 9.

[2] Walter Laqueur. New Terrorizm. Oxford University Press. 1997.

[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989, С. 649.

[4] Артамонов И. «Терроризм»: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2002. № 3 С. 5.

 

[5] Белая книга российских спецслужб. М., 1995. С. 148.

[6] Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003. С.227.

[7] Антонян Ю. М. Терроризм. М ,1998г. C. 20

[8] Терроризм и конрттерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий:

Научно-справочное издание / Под общ. Ред. Акад. О.А. Колобова. М., 2003. С. 140.

[9] Конвенции, соглашения и другие правовые материалы ООН – Терроризм. Интернет-ресурс.

[10] Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов/ Составитель В.С. Овчинский. М.: 2003. С. 117-118.

[11] Терроризм и конрттерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий: Научно-справочное издание / Под общ. Ред. Акад. О.А. Колобова. М., 2003. С. 140

[12] Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов / Составитель Овчинский В.С. М., 2003. С 169.

[13]См: Международное право в документах. М., 2000 г. (раздел 7)

[14] Хлобустов О.М. О сотрудничестве государств СНГ в борьбе с терроризмом // Российский следователь. 2002. № 2. С. 43.

[15] Хлобустов О.М. Указ. соч. С. 43.