Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или


Понятие коммерческой тайны. Требования к информации для отнесения ее к коммерческой тайне

возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (Федеральный закон от 29.06.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности коммерческой деятельности, в связи с чем обладатель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческой тайной может быть исключительно информация, то есть нематериальные объекты. Для наглядности можно привести пример, когда к коммерческой тайне необоснованно относят документ или компьютерную программу. Но тайну составляет не сам документ или программа, а сведения, содержащиеся в них. Например, информация о конфигурации программы, ее пользовательском интерфейсе, принципах работы.

Кроме того, существует ряд требований к информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне (ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»):

• информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными;

• к информации не должно быть свободного доступа на законном основании. Информация теряет статус коммерческой тайны, если она становится общедоступной (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 24.11.1998 № 3900/98). Например, если какие-либо сведения опубликованы в печати или в Интернете, с этого момента они могут свободно разглашаться всеми лицами, которые их знают, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении;

• обладатель информации должен принять меры к охране ее конфиденциальности (режим коммерческой тайны). Это определяет необходимость четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к секретной.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 139, п. 2) предусматривает, что обязанность возместить убытки, причиненные разглашением коммерческой тайны, возлагается на работников, разгласивших тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Именно поэтому рекомендуется включать положения о неразглашении тайны в трудовой договор с работником (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а кроме того заключать с ним отдельное обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Что касается контрагентов по гражданско-правовым договорам, получающим доступ к коммерческой тайне организации, то с ним подписывается соглашение «О конфиденциальности передаваемой информации».

К организационным мерам можно отнести установление с помощью Положения о коммерческой тайне или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц организации, имеющих такой доступ.