Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК).


Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК).

Непосредственным объектом данного преступления является уста­новленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуата­ции военных летательных аппаратов определены наставлениями, руко­водствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований.

К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на во­оружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие ле­тательные аппараты.

Объективная сторона. Нарушение правил полетов представляет несоблюдение их во время совершения полета. Полет начинается с запус­ка двигателей для взлета и оканчивается остановкой двигателей после посадки. Неправильный запуск двигателей, несоблюдение правил взле­та, выход из установленного коридора или эшелона, несоблюдение не­обходимой дистанции между самолетами при групповых полетах, на­рушение правил посадки летательного аппарата, неправильное управ­ление самолетом с командного пункта и т.д. могут привести к указан­ным в статье преступным последствиям.

Нарушения правил подготовки к полету включают в себя: несоблю­дение порядка и характера технического обслуживания летательного аппарата, его заправки топливом, неправомерный допуск к полету лет­чика и других членов экипажа, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия. К ним могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членов экипажа и других людей, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и другие серьезные последствия.

Субъектом преступления может быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обес­печению полетов и подготовки к ним.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной.

Непосредственным объектом деяния является установленный поря­док кораблевождения, обеспечивающий безопасность плавания воен­ного корабля.

К военным кораблям относятся крейсеры, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоя­щие на вооружении в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Правила вождения и эксплуатации военных кораблей определяют­ся Корабельным уставом ВМФ, специальными руководствами, настав­лениями и другими нормативными актами.

Объективная сторона. Нарушения правил вождения и эксплуата­ции военных кораблей могут быть связаны с несоблюдением установ­ленных предписаний управления кораблем в целом или работой его отдельных агрегатов, частей и служб.

Уголовно наказуемыми являются такие нарушения, которые повлекли смерть человека либо иные тяжкие последствия. К ним могут быть отнесены причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью членов экипажа или других людей, серьезные повреждения кораб­ля или других кораблей, срыв выполнения боевой задачи и др.

Субъектом преступления может быть командир корабля, его помощ­ники, штурман, вахтенный офицер и другие военнослужащие, на кото­рых возложена обязанность вождения корабля и его правильной экс­плуатации.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторож­ностью.

Контрольные задания

1. Субъект преступлений против военной службы:

1) Общий;

2) Специальный;

3) Простой;

4) Сложный

 

2. Субъективная сторона дезертирства характеризуется (ст. 338 УК РФ):

1) Умыслом;

2) Неосторожностью;

3) Халатностью;

4) Случайностью

 

3. Состав нарушения уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ):

1) Формальный;

2) Материальный;

3) Формально-материальный;

4) Усеченный

 

4. Неисполнение приказа (ч. 1 ст. 332 УК РФ) относится к преступлениям:

1) Небольшой тяжести;

2) Средней тяжести;

3) Тяжким;

4) Особо тяжким

Тема 40. Преступления против мира и безопасности человечества.