Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии
Рассматривая целостный архитектурно-природный ландшафт относительно его цветовых взаимосвязей, зададимся вопросом, каким образом они реализуются. Поскольку природа первична, прежде всего проследим за цветовой реакцией архитектуры на условия природного окружения, включая свето-цветовой климат.
Многочисленные регионы нашей страны обладают широким диапазоном природно-климатических условий, предполагающих предпочтительное использование в архитектуре тех или иных цветовых сочетаний. Не имея возможности остановиться на всех регионах, рассмотрим лишь некоторые из них, находящиеся в контрасте и тем самым представляющие широту существующего диапазона. Это Средняя Азия и Закавказье, Крайний Север и Восточная Сибирь.
В среднеазиатском регионе полихромия прежде всего обусловлена интенсивностью солнечного освещения. Высокая освещенность и сильная запыленность уменьшают насыщенность цвета и количество различаемых глазом оттенков, делают тона белесоватыми. Многовековой опыт зодчих прошлого интуитивно выработал определенные, оптимальные для этих условий приемы цветовых сочетаний [12]. Анализируя палитру архитектуры Средней Азии с помощью шестиступенчатого цветового круга (белый, черный, желтый, зеленый, голубой, синий), включающего наиболее употребляемые цвета, И. Суханов установил, что их сочетания обеспечивали высокий контраст по цветовому тону и светлоте, что гарантировало четкую видимость мельчайших деталей многоцветного декора в условиях, когда чувствительность зрения притупляется.
Основополагающим фактором при выборе цвета в районах Крайнего Севера также является световой режим: на широте Норильска темный период длится около четверти сезона, количество пасмурных дней в году достигает 200, характерно сумеречное освещение. Зимний пейзаж крайне скуден — огромные снежные просторы тундры с редкими кустарниками. Не удивительно, что такие условия вызывают у человека чувство светоцветового голода [15]. Восход солнца после долгой полярной ночи связывается у жителей этого края с источником жизни на земле, наступление весны превращается в народный праздник. Любимые цвета народов Севера — оранжевый и зеленый, которые ассоциируются с солнцем и весной. В искусстве народов Севера цветовая символика противопоставлена цветовой скудости окружающей среды. Якуты переносят радостные краски летней тайги — зеленые, желтые, красные — на предметы быта, одежду, конское убранство.