Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии


Рассматривая целостный архитектур­но-природный ландшафт относительно его цветовых взаимосвязей, зададимся вопросом, каким образом они реали­зуются. Поскольку природа первична, прежде всего проследим за цветовой реакцией архитектуры на условия при­родного окружения, включая свето-цветовой климат.

Многочисленные регионы нашей страны обладают широким диапазоном природно-климатических условий, предполагающих предпочтительное исполь­зование в архитектуре тех или иных цветовых сочетаний. Не имея возмож­ности остановиться на всех регионах, рассмотрим лишь некоторые из них, находящиеся в контрасте и тем самым представляющие широту существующего диапазона. Это Средняя Азия и Закав­казье, Крайний Север и Восточная Сибирь.

В среднеазиатском регионе полихро­мия прежде всего обусловлена интен­сивностью солнечного освещения. Высо­кая освещенность и сильная запылен­ность уменьшают насыщенность цвета и количество различаемых глазом оттен­ков, делают тона белесоватыми. Много­вековой опыт зодчих прошлого интуи­тивно выработал определенные, опти­мальные для этих условий приемы цве­товых сочетаний [12]. Анализируя палитру архитектуры Средней Азии с помощью шестиступенчатого цветового круга (белый, черный, желтый, зеленый, голубой, синий), включающего наиболее употребляемые цвета, И. Суханов уста­новил, что их сочетания обеспечивали высокий контраст по цветовому тону и светлоте, что гарантировало четкую видимость мельчайших деталей много­цветного декора в условиях, когда чувст­вительность зрения притупляется.

Основополагающим фактором при выборе цвета в районах Крайнего Севера также является световой режим: на широте Норильска темный период длит­ся около четверти сезона, количество пасмурных дней в году достигает 200, характерно сумеречное освещение. Зим­ний пейзаж крайне скуден — огромные снежные просторы тундры с редкими кустарниками. Не удивительно, что такие условия вызывают у человека чувство светоцветового голода [15]. Восход солнца после долгой полярной ночи связывается у жителей этого края с источником жизни на земле, наступле­ние весны превращается в народный праздник. Любимые цвета народов Севе­ра — оранжевый и зеленый, которые ассоциируются с солнцем и весной. В искусстве народов Севера цветовая символика противопоставлена цветовой скудости окружающей среды. Якуты переносят радостные краски летней тай­ги — зеленые, желтые, красные — на предметы быта, одежду, конское уб­ранство.