Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов


Демографическая политика Российской Федерации

Управления трудовыми ресурсами

Основные направления политики государства в сфере

Демографическая политика — это целенаправленная дея­тельность государственных органов и иных социальных институ­тов в сфере регулирования процессов естественного воспроизвод­ства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики чис­ленности и структуры населения, темпов их изменений, дина­мики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Изменения в демографической ситуации в последние десятилетия:

-изменяется возрастная структура населения;

-изменилась этническая структура: прирост рождаемости обеспечивают Даге­стан, Ингушетия, Калмыкия и Чеченская Республика; -структура иммиграции формируется под влиянием роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами РФ.

Осложнение демографической ситуации при­водит к развитию проблем в области обеспечения обороноспособ­ности нашей страны, сокращению экономического потенциала, ухудшению качества трудовых ресурсов, развитию социальной напряженности в обществе.

В 2007г. Была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

-комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

-своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

-учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

-взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

-координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

-сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

-сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

-сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

-повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

-укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

-привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

 

Качество подготовки трудовых ресурсов является важней­шим фактором социально-экономического развития и конкурен­тоспособности страны на мировом рынке.

Образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов:рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социаль­ного неравенства и др.

На протяжении всего времени существования СССР посто­янно происходило повышение среднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практически полностью ликвидиро­вана безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977 г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. В области профессионального образования значи­тельное внимание уделялось подготовке инженеров, медицин­ских и педагогических работников. Программы обучения и чис­ленность студентов определялись в соответствии с потребностями экономики, причем существовавшая в то время система распре­деления выпускников обеспечивала квалифицированной рабо­чей силой нуждающиеся в ней регионы.

Реформы 1990-х гг. коренным образом изменили модель обра­зования населения, приоритеты которой сместились в область формирования рынка образовательных услуг при минимальном участии государства.

Спрос на эти услуги формировался стихийно в зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности в рабочей силе. Наиболее востребованны­ми на рынке труда в тот период являлись специалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий, по­этому рынок образовательных услуг был ориентирован в значи­тельной степени на подготовку именно этих специалистов. Появилось множество негосударственных учеб­ных заведений, предлагающих программы, отвечающие потреб­ностям населения в образовательных услугах.

Ослабление регулирующей роли государства в области профессиональной подготовки, в частности отсутствие действенных механизмов контроля, повлияло на снижение качества как общего, так и про­фессионального образования, ослабление научного потенциала учебных заведений. Кроме того, отсутствие или запаздывание прогнозов об изменении ситуации на рынке труда привело, с од­ной стороны, к перепроизводству специалистов в ряде областей, а с другой — многие сферы экономики, такие как промышлен­ность, строительство, сельское хозяйство, страдали от нехватки квалифицированной рабочей силы. Результатом проведения ли­беральной политики в области образования стало в конечном итоге усиление дисбаланса на рынке труда, обусловленное несо­ответствием спроса на труд и предложения рабочей силы.

В настоящее время образовательная структура трудовых ре­сурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образо­вание, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных.

Выявленная тенденция указывает на то, что половину резерва, рабочей силы в РФ составляют граждане, вовсе не имеющие профессиональной квалификации, — 34,5% со средним, 12,6 — с ос­новным общим образованием и еще 18,9%, имеющих только на­чальное профобразование. При этом средний возраст безработных составил 34,8 лет, причем с преобладанием граждан в возрастных , группах от 20 до 24 лет (17,9%) и от 40 до 49 лет (22,8%). Принципы образовательной политики определены в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Предполагается реализация следующих мероприятий в области образования:

-внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-разработка и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;

-проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

-разработка и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

-повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

-разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;

-утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

-осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;

-разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.

Главной задачей системы профессиональ­ной подготовки является обеспечение населения знаниями и на­выками, ведущими к трудоустройству в современной экономике, в том числе путем создания собственного бизнеса. Это означает, что обучение населения является одним из приоритетных на­правлений регулирования рынка труда.

Рост занятости возможен только при условии доступности профобразования для всех граждан, желающих получить квали­фикацию, в том числе и для наиболее социально уязвимых групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, безработных), по­этому государство должно взять на себя обязательства по подго­товке рабочей силы к выходу на рынок труда. Интересы развития экономики обусловливают необхо­димость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов.Кроме того, складывающаяся демографическая ситуация, харак­теризующаяся снижением доли молодежи в численности насе­ления РФ, приводит к увеличению среднего возраста занятых в экономике, который составляет 39,7 лет. Это означает, что наибольшую значимость в последующие годы приобретут программы профессиональной переподготовки и повышения ква­лификации.Поэтому государственное регулирование в области профобразования должно обеспечить условия для непрерывного обучения трудоспособного населения.

В рамках современной образовательной политики РФ выделя­ются несколько направлений, реализация которых позволит не только повысить качество рабочей силы, но и обеспечить соот­ветствие потенциала трудовых ресурсов текущим и перспектив­ным потребностям экономики:

• введение системы государственных минимальных социаль­ных стандартов в образование для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов;

• внедрение системы специализированной подготовки (про­фильного обучения) в старших классах общеобразователь­ной школы, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

• расширение возможностей получения начального профес­сионального образования военнослужащими, проходящи­ми военную службу по призыву; предоставление преферен­ций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ;

• создание системы государственного образовательного кре­дитования;

• введение государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специально­сти, имеющие особо важное значение для реализации госу­дарственных программ экономического и социального раз­вития;

• развитие системы трудоустройства выпускников, в том чис­ле путем развития целевой контрактной подготовки;

• формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и созда­ние рабочих мест, открытие собственного дела;

• обеспечение развития начального и среднего профессио­нального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высо­коквалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня;

• прогнозирование потребностей рынка труда и создание ко­операции сети профессиональных образовательных учреж­дений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

• приближение профессионального образования к потреб­ностям территорий и региональным рынкам труда;

• формирование условий для непрерывного профессиональ­ного роста кадров, обеспечение преемственности различ­ных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессиональ­ного образования;

• обеспечение активного участия работодателей и других со­циальных партнеров в решении проблем профессиональ­ного образования, в том числе выработке его стандартов, формировании заказа учреждениям профессионального об­разования, контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации и др.