Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Демографическая политика Российской Федерации
Управления трудовыми ресурсами
Основные направления политики государства в сфере
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Изменения в демографической ситуации в последние десятилетия:
-изменяется возрастная структура населения;
-изменилась этническая структура: прирост рождаемости обеспечивают Дагестан, Ингушетия, Калмыкия и Чеченская Республика; -структура иммиграции формируется под влиянием роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами РФ.
Осложнение демографической ситуации приводит к развитию проблем в области обеспечения обороноспособности нашей страны, сокращению экономического потенциала, ухудшению качества трудовых ресурсов, развитию социальной напряженности в обществе.
В 2007г. Была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:
-комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
-своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
-учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
-взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
-координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
-сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
-сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
-сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
-повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
-укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
-привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Качество подготовки трудовых ресурсов является важнейшим фактором социально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов:рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социального неравенства и др.
На протяжении всего времени существования СССР постоянно происходило повышение среднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практически полностью ликвидирована безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977 г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. В области профессионального образования значительное внимание уделялось подготовке инженеров, медицинских и педагогических работников. Программы обучения и численность студентов определялись в соответствии с потребностями экономики, причем существовавшая в то время система распределения выпускников обеспечивала квалифицированной рабочей силой нуждающиеся в ней регионы.
Реформы 1990-х гг. коренным образом изменили модель образования населения, приоритеты которой сместились в область формирования рынка образовательных услуг при минимальном участии государства.
Спрос на эти услуги формировался стихийно в зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности в рабочей силе. Наиболее востребованными на рынке труда в тот период являлись специалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий, поэтому рынок образовательных услуг был ориентирован в значительной степени на подготовку именно этих специалистов. Появилось множество негосударственных учебных заведений, предлагающих программы, отвечающие потребностям населения в образовательных услугах.
Ослабление регулирующей роли государства в области профессиональной подготовки, в частности отсутствие действенных механизмов контроля, повлияло на снижение качества как общего, так и профессионального образования, ослабление научного потенциала учебных заведений. Кроме того, отсутствие или запаздывание прогнозов об изменении ситуации на рынке труда привело, с одной стороны, к перепроизводству специалистов в ряде областей, а с другой — многие сферы экономики, такие как промышленность, строительство, сельское хозяйство, страдали от нехватки квалифицированной рабочей силы. Результатом проведения либеральной политики в области образования стало в конечном итоге усиление дисбаланса на рынке труда, обусловленное несоответствием спроса на труд и предложения рабочей силы.
В настоящее время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных.
Выявленная тенденция указывает на то, что половину резерва, рабочей силы в РФ составляют граждане, вовсе не имеющие профессиональной квалификации, — 34,5% со средним, 12,6 — с основным общим образованием и еще 18,9%, имеющих только начальное профобразование. При этом средний возраст безработных составил 34,8 лет, причем с преобладанием граждан в возрастных , группах от 20 до 24 лет (17,9%) и от 40 до 49 лет (22,8%). Принципы образовательной политики определены в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.
7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Предполагается реализация следующих мероприятий в области образования:
-внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-разработка и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
-проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
-разработка и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
-повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
-разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;
-утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
-осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;
-разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.
Главной задачей системы профессиональной подготовки является обеспечение населения знаниями и навыками, ведущими к трудоустройству в современной экономике, в том числе путем создания собственного бизнеса. Это означает, что обучение населения является одним из приоритетных направлений регулирования рынка труда.
Рост занятости возможен только при условии доступности профобразования для всех граждан, желающих получить квалификацию, в том числе и для наиболее социально уязвимых групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, безработных), поэтому государство должно взять на себя обязательства по подготовке рабочей силы к выходу на рынок труда. Интересы развития экономики обусловливают необходимость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов.Кроме того, складывающаяся демографическая ситуация, характеризующаяся снижением доли молодежи в численности населения РФ, приводит к увеличению среднего возраста занятых в экономике, который составляет 39,7 лет. Это означает, что наибольшую значимость в последующие годы приобретут программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.Поэтому государственное регулирование в области профобразования должно обеспечить условия для непрерывного обучения трудоспособного населения.
В рамках современной образовательной политики РФ выделяются несколько направлений, реализация которых позволит не только повысить качество рабочей силы, но и обеспечить соответствие потенциала трудовых ресурсов текущим и перспективным потребностям экономики:
• введение системы государственных минимальных социальных стандартов в образование для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов;
• внедрение системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;
• расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ;
• создание системы государственного образовательного кредитования;
• введение государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития;
• развитие системы трудоустройства выпускников, в том числе путем развития целевой контрактной подготовки;
• формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и создание рабочих мест, открытие собственного дела;
• обеспечение развития начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня;
• прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
• приближение профессионального образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда;
• формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;
• обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе выработке его стандартов, формировании заказа учреждениям профессионального образования, контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации и др.