Введение


И кредитные отношения

Тема 2.5. Международные валютно-финансовые

 

 

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения важная часть межстрановых экономических отношений. В лекции рассмотрены принципы и механизм реализации денежных отношений между стратами с точки зрения обеспечения расчетов за товары и услуги, предоставления кредитных ресурсов, вопросы инвестирования и т.п.

 

Учебные вопросы:

1. Сущность, содержание и функции мировой финансовой системы.

2. Сущность, содержание и функции кредитных и расчетно-платежных операций мировой банковской системе.

3. Сущность, содержание и функции операций страхования в мировой финансовой системе.

4. Сущность, содержание и функции инвестиций и инвестиционных процессов.

 

Международные валютно-финансовые отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании денег (национальной и иностранной валюты, платежных документов) в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Международные кредитные отношения – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании кредита - предоставления денег в долг на условиях срочности, платности, возвратности и целевого назначения.

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления.

Существует прямая и обратная связь между валютно-финансовыми и кредитными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами.

Состояние валютно-финансовых и кредитных отношений зависит от развития экономики - национальной мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям - партнерства и противоречий.

Закономерности развития валютной системы отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. Исторически известны:

- монометаллический стандарт – денежная система, основанная на всеобщепризанной ценности золота, как носителя денег, и

- биметаллический стандарт – денежная система, основанная на всеобщепризанной ценности золота, и материалов его заменяющих серебра и других.

Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в 19 веке после промышленной революции на базе золотого монометаллизма., на которой она была оформлена юридически межгосударственным соглашением, золото было признано единственной формой мировых денег.

Первая, современная нам, валютно-финансовая система была сформирована на Парижской конференции в 1867 году и получила наименование «золотомонетного стандарта», согласно которому:

- каждая валюта имела золотое содержание и, в соответствии с золотым содержанием валют, устанавливались их золотые паритеты;

- валюты свободно конвертировались в золото;

- золото использовалось как общепризнанные мировые деньги.

Постепенно золотомонетный стандарт изжил себя, так как не соответствовал масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Установился золотодевизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г.

Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Пытаясь создать условия валютной стабильности, западные страны на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вуде (США) в 1944 г. установили правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений. Оформилась третья мировая валютная система. Принятые на конференции Статьи Соглашения (Устав МВФ) определили следующие принципы Бреттон-Вудской валютной системы:

1. Введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов. Это привело к господству доллара.

2. Предусматривались четыре формы использования золота как основы мировой валютной системы: а) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; в) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; г) с этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, исходя из золотого содержания своей валюты.

3. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Отклонение курса от официально установленного допускались в пределах +1%.

4. Впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации – «Международный валютный фонд» (МВФ) и «Международный банк реконструкции и развития» (МБРР).

Крах Бреттон-Вудской валютной системы был вызван резким обострением положения доллара США, что было связано с ухудшением торгового и платежного балансов США.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Официально конец существования Бреттон-Вудской валютной системы был положен Ямайскими соглашениями 1976 - 1978 гг., на которых оформились следующие принципы четвертой мировой валютной системы:

1. Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта.

2. Юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.

3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

4. МВФ, сохранившийся на обломках Бреттон-Вудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы в марте 1979г. страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему ЕВС (европейскую валютную систему) в целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования процесса экономической интеграции. Причинами развития интеграционных процессов являются: интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Основой национальной валютной системы является национальная валюта - установленная законом денежная единица данного государства. Валютой становятся деньги, используемые в международных экономических отношениях. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта - денежная единица других стран.

Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке, используется в международных расчетах, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории данного государства (за исключением периодов сильной инфляции).

Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). Мировая валютная система базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евровалютной форме), или международной валютной единице (например - СДР, ЭКЮ).

Особой категорией конвертируемой национальной валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран - участниц мировой валютной системы.

Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах; развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом; организованный и емкий рынок ссудных капиталов; либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на нее других стран. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является внедрение ее в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Следующим элементом валютной системы является степень конвертируемости валют, т.е. обмена валюты данной страны на иностранную валюту. Различают: а) свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты («свободно используемая валюта»). Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые финансовые центры или которые приняли обязательство перед международным валютным фондом не вводить валютные ограничения; б) частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения; в) неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

Важным элементом валютной системы является валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ). Различаются фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.

Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов; сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Регламентация правил использования следующего элемента - международных кредитных средств обращения, осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо».

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН - МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация.

Непосредственно роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).

Специализированное учреждение ООН - Экономический совет - создал четыре региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.

Международный валютный фонд (МВФ, International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Дочерняя структура МБРР, компания «МАР» призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

Другая структура МБРР, «Международная финансовая компания» (МФК) выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

«МИГА», как третий филиал МБРР, служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.

Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.

Платежный баланс страны – это - баланс платежей страны за границу и поступлений из-за границы. Наиболее распространенный вид балансов международных расчетов. Если поступления превышают платежи, баланс считается активным (имеет активное сальдо); в противном случае он пассивен (имеет пассивное сальдо).

Платежный баланс - это статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии (Inquiry into the Principles of Political Economy)» (1767 г.).

Существуют различные методики составления платёжных балансов.

В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная «Международным валютным фондом».

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности - необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это, прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны - торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «-»). В принципе суммирование двух учётных записей должно давать нуль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «-»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: «счёт текущих операций (current account bal­ance)» и «счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account)».

МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс. При публикации платежный баланс может быть представлен в «нейтральной» или в «аналитической» форме.

В «нейтральной» форме товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы − в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Для обеспечения равенства между счетами, добавляется балансирующая статья «Чистые ошибки и пропуски» и выводится общее нулевое сальдо. «Нейтральная» форма представления обладает рядом недостатков, в частности в нем исчезает совокупный результат экономического и иного общения резидентов страны с внешним миром, кроме этого невозможно определить, имеют ли приводимые показатели самостоятельное значение, или же они являются производными проводками, включенными туда ради соблюдения принципа двойной записи.

В связи с этим наряду с «нейтральным представлением» МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, уравновешивающих записей. Этот вариант («аналитическое представление») уже предполагает выведение активного или пассивного сальдо платежного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, самостоятельно осуществляемых резидентами и нерезидентами в их взаимоотношениях друг с другом, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Все прочие операции, в особенности по линии официальных властей, рассматриваются как балансирующие операции по финансированию или использованию сальдо, свидетельствующие о способах и источниках его урегулирования.

Сальдо по основным статьям называется сальдо платежного баланса и, когда оно положительное, говорят о «сильном платежном балансе», когда отрицательное — о «слабом платежном балансе».

Современные угрозы стабильности мировых финансоввызваны нарушением одной из классических функций финансов является обеспечение производства оборотными (денежными) средствами при соблюдении баланса между товарными и денежными потоками, гармоничной взаимосвязи между натурально-вещественной и стоимостной формами движения общественного продукта.

После развала в 1973 г. Бреттон-Вудского соглашения, в мировом пространстве начал набрать оборот процесс финансовых спекуляций - получения прибыли на разницах ценовых колебаний стоимости финансовых и материальных активов без образования новой (добавочной) стоимости в их кругообороте, когда формируется иллюзия стоимости в отрыве от действительной экономической реальности цен. Финансовые спекуляции имеют позитив в части расширения характеристик ликвидности рынков и переформатирования рисков.

Но главной опасностью финансовых спекуляций, перекрывающей все позитивы, является превращение капитала в фикцию, образование необеспеченного «макропузыря», нарушение баланса между товарными и денежными потоками – см. таблицу 7.1.

 

 

Таблица 7.1 – Коэффициент товарного покрытия эмитированной денежной

массы, январь-октябрь 1997 г.

  Прирост ВВП, % Прирост М2, % Отношение приростов (ВВП / М2)
США 3,6 5,4 0,67
Германия 2,9 5,5 0,53
Япония 0,3 2,8 0,11

Источник: The Economist. November 1th-7th. 1997. p. 122-123.

 

На рубеже XX-XXI вв. спекулятивные (виртуальные) финансы приобрели характер доминирования над финансами производственной сферы[26].

Обратим внимание на тот факт, что «в мире бродит астрономическое количество виртуальных финансов». Так, если в 1992 г. среднедневной оборот валютно-спекулятивного рынка «Forex»[27] составлял 820 млрд. долл. США, то в 2007 г. – 3,21 трлн. долл.[28], при том, что мировой ВВП за этот год составил порядка 65,0 трлн. Аналогичные процессы происходят и на рынке ценных бумаг… Доходность профессиональных игроков на спекулятивных рынках делает инвестиции в развитие производства экономически бессмысленными и снижает их до технологически необходимого минимума…

В итоге и в общем, финансово-спекулятивный рынок, «… это не просто поле для зарабатывания денег. Несмотря на свой неустойчивый, почти виртуальный характер, он становится инструментом в борьбе за мировые ресурсы, рынки, за политическое влияние…» (Дж. Сорос).

В качестве мер предупреждения негативного воздействия виртуальных финансов на реальный сектор, было предложено ограничивать движение спекулятивных капиталов путем введения специального налога - т.н. «пошлины Тобина» (по имени автора, предложившего их в 1978 г.), распространения не получившего по ряду причин: опасения, что данные меры затронут не только спекулянтов, но и инвесторов, негативно отразится на международной торговле и т.п.

 

Вопросы для контроля:

1) Раскройте сущность и наполнение международных валютно-финансовых отношений.

2) Раскройте сущность и наполнение международных кредитных отношений.

3) Раскройте эволюцию мировой валютной (денежной) системы.

4) Приведите примеры международных валютно-финансовых организаций и покажите их компетенции.

5) Дайте определение и раскройте наполнение платежного баланса страны.

6) Раскройте основные угрозы стабильности мировой финансовой системы.

Заключение

 

. В лекции рассмотрены принципы и механизм реализации денежных отношений между стратами с точки зрения обеспечения расчетов за товары и услуги, предоставления кредитных ресурсов, вопросы инвестирования и т.п.