ЛЕКЦIЯ 15. ФIЛОСОФIЯ НАУКИ I ТЕХНIКИ.


ПЛАН

ЛЕКЦIЯ 14. ПРОБЛЕМА ЛЮДИНИ В ФIЛОСОФII

1. Проблема антропогенезу

2. Воля та вiдповiдальнiсть особи.

3. Особистiсть сучасного iнженера.

 

 

1. Проблема антропогенезу.

 

Многочисленные древние мифы, повествующие о происхождении (сотворении) человека, называются антропологическими. Греческое слово «anthropos» означает «человек». Наиболее распространённый сюжет мифа – это сказание о том, что божество (у разных народов оно имеет разные имена) лепит человека из глины, высекает из камня, вырезает из дерева или из кости. Демиург – «ремесленник, создатель» – выступает в роли мастера, создающего живую человеческую плоть из «подручных материалов».

Известны мифы, содержащие более сложную идею: человек мыслится не просто как нечто телесное, но он имеет ещё одну составляющую – душу. Уже на заре истории рождается интуиция о двойственной природе человека.

Древняя Греция подарила миру новые идеи о происхождении человека – от высказываний Аристотеля о том, что человек существовал вечно, до стихийно-материалистических попыток объяснения его возникновения из самых разных субстанций (воды, воздуха, рыбоподобных существ). Платон считал, что начало материальному миру дал демиург, по воле которого произошло заселение Земли. И первым её живым обитателем стал человек, сотворённый по образцу, который существовал в мире идей. Человек имел не только тело, но и душу, причём не одну, а две – бессмертную и смертную. Человек не только венец Земли, но и прародитель всех животных, которых Платон считал различными несовершенными модификациями человека.

Средние века дали нам ещё один письменный источник. Это Библия, первые главы которой повествуют о Творении человека.

Наука начала складываться в Новое время. Естествознание устремилось к исследованию самых сложных проблем, и в первую очередь – проблем происхождения человека. Именно в этом время была высказана мысль о происхождении человека от обезьяны. Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б.Ламарком. Он признавал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности, к шимпанзе. Он первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела (биологического) и появление разума (социального).

В 1871 году выходит в свет книга Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин пытался обосновать положение о том, что между человеком и обезьяной существовало некое связующее звено – общий предок, от которого они ведут своё происхождение. Дарвин опирается на две науки – сравнительную антропологию и эмбриологию, подробно анализируя большой фактический материал. Теория естественного отбора, разработанная Дарвином, до сих пор остаётся естественнонаучной основой при решении проблемы происхождения человека.

Философской основой решения данной проблемы остаётся трудовая теория антропогенеза, предложенная Ф.Энгельсом во второй половине ХIХ века. Методологические принципы, разработанные К.Марксом и Ф.Энгельсом, образуют теоретический фундамент исследований антропосоциогенеза.

К ним относятся:

§ концепция сущности человека как совокупности общественных отношений, благодаря которой стало возможным преодоление существовавшего в домарксистской мысли дуализма между обществом и человеком;

§ положение о решающей роли труда в становлении человека, позволяющее раскрыть специфику антропогенеза;

§ идея о взаимосвязи становления человека и общества в процессе предметно-практической, преобразующей деятельности;

§ представление о человеке как природном и социальном существе, что позволяет раскрыть специфику взаимодействия биологического и социального на этапе антропосоциогенеза;

§ вывод о роли форм коллективности (общности) для формирования человека;

§ представление об антропосоциогенезе как особом переходном периоде в развитии человечества;

§ положение о диалектике двух форм воспроизводства как движущей силе антропосоциогенеза.

Перечисленные теоретические положения позволили К.Марксу и Ф.Энгельсу поставить проблему происхождения человека и общества в общефилософском и методологическом планах.

Биологизаторский подход получается широкое распространение в научной и философской литературе в 20-ые годы ХХ века. Формирование его естественнонаучных предпосылок связано с начальным этапом эволюционно-биологических исследований антропогенеза. В это время биологизаторство приобрело различные формы. Это психоламаркизм, автогенетические и неодарвинистские концепции; отождествление закономерностей развития растительного и животного мира с закономерностями исторического процесса; истолкование общественных явлений с помощью естественнонаучных понятий; стремление слить дарвинизм и марксизм в единое «монистическое мировоззрение». Большое распространение в эти годы приобрели евгенические и неомальтузианские теории.

Распространение биологизаторства было обусловлено рядом причин, которые сложились в этот период в области научного познания человека в целом. Первая из них связана с характером развития дисциплин о человеке, когда успехи в той или иной области естествознания или гуманитарных наук порождали реальную опасность переоценки их достижений в изучении процессов происхождения человека и общества. Другая причина появления биологизаторства связана со сложностью поиска тех универсальных методологических средств, при помощи которых осуществляется синтез естественнонаучного и гуманитарного знания о происхождении человека. Наблюдался также явный недостаток опыта интерпретации проблемы человека и его становления, почти отсутствовали традиции исследования и изучения этих областей.

«Социологизация» естественных и конкретных наук выразилась в попытках замены естественнонаучной методологии вульгарно-социологической, когда решение ряда конкретных проблем было поставлено в прямую зависимость от степени использования социологии. Наиболее ярко это проявилось в 20-40-ые годы в генетике и биологии. Эта тенденция была свойственна и исследованиям в области первобытной истории. Главная задача – теоретическое изучение происхождения человека и общества – сводилась к простой иллюстрации общих схем исторического материализма. Тем самым закрывался путь к выявлению и анализу особенностей действия социальных законов в ходе антропосоциогенеза.

Преодоление социологизаторства в его различных формах началось с 1950-х годов, когда в советской науке стало осуществляться фронтальное исследование проблем человекознания, преодолеваться взаимное отчуждение естественнонаучного и социогуманитарного знания. Диалектика антропогенеза и социогенеза стала исследоваться на основе синтеза и обобщения достижений различных наук на единых философско-методо-логических основаниях.

В настоящее время существуют несколько направлений в построении теории антропосоциогенеза. К первому относятся взгляды большой группы археологов, антропологов, историков и философов. В их работах антропогенез и социогенез предстают как два параллельных процесса, между которыми существуют только формальные связи. Это обусловлено в первую очередь тем, что ученые сосредоточивают внимание преимущественно на специфике форм хозяйства и материальной культуры, оставляя в тени процесс видообразования homo, в основе которого лежит изменение всех факторов эволюции. За пределами исследования остаётся собственно антропогенез. Сторонники данного направления предпочитают оперировать понятиями «готовый человек», «готовое общество».

Второе направление связано с работами Б.Ф. Поршнева. При всём своёобразии его подход страдал тем же недостатком, что и взгляды сторонников первого направления: антропогенез и социогенез предстают как два рядоположенных процесса. Однако ученый разводит их на иной основе. По его мнению, процесс гоминизации – это не этап «готового человека» и «готового общества», а лишь своеобразный переходный период в существовании животных предков человека (троглодитид). В этот период и протекает собственно антропогенез, а социогенез начинается значительно позже. Б.Поршнев ограничивался главным образом интерпретацией становления человека в понятиях естествознания, отказываясь признавать наличие социальных связей в период гоминизации, а процесс социогенеза он относил только к верхнему палеолиту.

Концепция «двух скачков» в антропогенезе, созданная усилиями антропологов и этнографов и развития историком Ю.И. Семёновым, является наиболее удачной попыткой преодолеть разрыв между антропогенезом и социогенезом. Она нацелила ученых на выявление конкретных механизмов взаимосвязи биологических и социальных факторов в ходе гоминизации. Взаимодействие антропогенеза и социогенеза рассматривается как противоречие между зарождающейся деятельностью человека и морфофизиологической организацией формирующихся людей. Сосредоточив основное внимание на значении трудовой деятельности в переориентации естественного отбора, Ю.И. Семёнов исследовал закономерности морфофизиологических изменений древнего человека. Однако ученый оставил в тени проблемы формирования социальной структуры, системы отношений в стаде гоминид, что создало видимость недооценки им роли труда в процессе возникновения человека и общества.