Право феодального общества.


Отношения строились на подписанных между сеньором и вассалом (или группой лиц, которая выступала как одно лицо). Самым коллективным оммажем было, когда все феодалы Англии принесли присягу королю.

Договор, который заключался с городом, обязательно прописывался, в нем сеньор прописывал все права и привилегии города. В Испании такие документы появляются в первой половине 9 века и назывались поселенной хартией (carta puella). Так люди расширяли границы, влияния феодала. Если поселение разрасталось, то этот документ разрастался или переписывался в форме следующего договора (forum или fuero). Запись феодального контракта (пакта) между городом и его сеньором. Каждый последующий король должен был подтверждать каждый договор с городами, его мог не подписать не только король, но и сам город, его совет (concilium), что могло привести к войне, но чаще эти вопросы мирно урегулировались.

Такая же разрозненность (плюрализм) происходила и в церковном праве. До 12 века не вышло сколько бы серьезных сводов, которые имели бы общецерковный характер.

962г. в германские земли приходит Генрих Птицелов, который становится основателем императорской династии Оттонов.

Начинается борьба за инвеституру (за власть между Папой и императорами). Инвеститура – это постановка на епископскую кафедру. Аннат – платеж епископа равный его годовому доходу с будущей епархии. Именно за право получать такой платеж и происходила борьба между Папой и императором (она в основном происходила в рамках доказательств, аргументов). Именно поэтому начинают искать доказательства в древних документах. Концепция двух мечей трактовалась по-разному. Папство считало, что два меча отдаются Папе, который передает меч светской власти императору, а по версии императоров Бог дает меч светской власти императору, а меч духовный власти церкви. Но императору дает этот меч первым т.к. он должен защищать духовную власть.

В Болонию были привезены Дегесты, которые начинают изучаться. Ирнерий начинает читать и комментировать Дегесты в конце 11 века. Результатом этого становится возвышение болонской stadium generale (университет). И находится наконец ответ в этом споре, начинается финансирование изучения Римского права и начинается период в истории, который называется Ренессанс 12 века.

Книга богослова Гарльда Джорджа Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования» М. 1988г. (читать осторожно и не верить, но знать нужно). В этой книге выдвигается концепция папской революции, результатом которой становится подъем политической и правовой культур.

Книга американского исследователя Томаса Вудса «Как католическая церковь создала западную цивилизацию».

На рубеже 11-12вв. в Европе начинается эпоха университетов, которую Хаскинс назвал эпохой Раннего Ренессанса (по одноименной книге 1927г.).

Методы работы юристов 12 века (только в этот период времени право выделяется в отдельную дисциплину).

Экзегеза – метод комментария, развитый схоластами, когда нужно разбирать, прокомментировать текст до мельчайших деталей.

К этому складывается glossa ordinaria к Библии, которую составил Ансельм Ланский и заложил основы схоластического метода.

1) Схоластика – метод познания мира через текст. Мир познаваем.

2) Мир познаваем с помощью человеческого разума.

3) Мир устроен разумно, рационально. Единственно, что не познаваемо – это Бог т.к. он выше нас. (Фома Аквинский сказал позже, что мы можем доказать его существование).

В основе познания мира для схоластов лежит текст. Изначально этот текст - Священное писание, потом прибавляется свод Юстиниана (те же принципы только вместо мира нужно подставить слово право).

Средние века – это культура комментариев (глоссе).