Новые фарфоровые мануфактуры: успехи и неудачи


 

Мода на фарфор после основания Мейсенской, а в 1718 году Венской мануфактуры (Австрия) достигла в Германии таких размеров, что каждый владетельный князь, не останавливаясь перед затратами, старался основать фарфоровое производство. Но на пути у них стояли значительные трудности, и долгое время Мейссен и Вена оставались единственными предприятиями твердого европейского фарфора. В 1745 году во время Силезской войны прусские войска, заняв Мейссен, похитили запасы каолина и вывезли некоторых рабочих. Однако этого оказалось недостаточным для основания мануфактуры в Пруссии, и Берлинская мануфактура была открыта лишь в 1751 году купцом Вегели. В 1757 году она временно прекратила свое существование. Ее деятельность возобновилась в 1761 году под руководством коммерсанта Гоцковского, но уже в 1763 году владельцем ее стал король. Изделия Берлинской мануфактуры отмечены ярко выраженным стилем рококо, и хотя после 1775 года стали заметными элементы классицизма, формы и декор рокайль исчезли окончательно лишь в самом конце 18 века. В подражание Мейсену, посуду расписывали «немецкими цветами» и изображениями сцен в стиле Ватто - полихромными или исполненными одним цветом. Особенно хорошо удавалась в Берлине роспись пурпуром. Но кроме этого берлинские мастера смогли создать оригинальную трактовку орнамента рокайль, смыкавшуюся с чисто местной традицией архитектурного декора берлинских дворцов. Своеобразно и колористическое решение росписи, отличающейся чистыми, гармоничными тонами. Большое распространение имели орнаментальные фоны. На Берлинской мануфактуре были созданы несколько имеющих мировую известность сервизов, в которых проявились особенности немецкой трактовки стиля рококо. Талантливые скульпторы братья Мэйер создавали модели для многочисленных фигур, групп и больших настольных украшений, дополнявших сервизы. Кроме этих крупных мануфактур, в XVIII веке в Германии существовало множество более мелких. Все они в основном стремились подражать мейссенским изделиям, но благодаря талантливым мастерам и скульпторам-модельерам нередко создавали вполне оригинальные произведения. Фигуры и группы мануфактур в Хехсте, Нимфенбурге, Фракентале относятся к лучшим достижениям фарфоровой пластики XVIII века, являя пример поистине неисчерпаемого многообразия интерпретации рококо в этой отрасли декоративного искусства. Во второй половине XVIII века возникают мануфактуры в Лювигсбурге, Фульде и ряде других городов, а также в богатой лесами и сырьем Тюрингии.