Природного и техногенного характера


Принципы и способы защиты населения и территорий в ЧС

Первый учебный вопрос.

 

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68 ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» - Принятый Государственной Думой 11 ноября 1994 года - (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в статье седьмой определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы применения сил и средств РСЧС имеют много общего с принципами военного искусства, а также с принципами защиты населения и территорий, которые выработаны практикой спасательного дела и гуманитарной деятельности и которые мы рассмотрим в ходе сегодняшнего занятия.

Сл 5

Вспомним, что слово «принцип» в переводе (лат. principium) означает начало, основу и может иметь такие значения: исходная идея какой-либо теории; основание действия какого-либо механизма или прибора; внутреннее убеждение, жизненная позиция субъекта.

Сл 6

Актуальность, научная и практическая значимость определения принципов защиты населения и территорий объясняются сегодня следующими обстоятельствами и факторами:

Сл 7

во-первых, ростом ЧС природного и техногенного характера и, как следствие, ущерба государства; увеличением стоимости спасенной жизни; необходимостью прогнозирования и предупреждения ЧС и снижения по­тенциальных рисков; повышением уровня безопасности личности, общества и государства в общей системе национальной безопасности;

Сл 8

во-вторых, необходимостью обобщения и учета мирового и отечественного опыта предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и военного характера и дальнейшего развития теории гражданской защиты;

Сл 9

в-третьих, возросшим уровнем познания существенных связей и отношений в явлениях природы и общества, законов войны и вооруженной борьбы и, как следствие, потребностью их переосмысления на современ­ном этапе развития всех наук, включая военную науку и ее такие состав­ные части, как теории военного искусства, строительства, влияющие в свою очередь на развитие теории применения сил и средств гражданской защиты;

Сл 10

в-четвертых, изменяющимися целями и характером современных войн и вооруженных конфликтов, увеличивающимся разрывом между возможностями средств поражения и защиты. За последнее десятилетие установлено явное смещение вектора силы при достижении политических целей от «горячих» средств воздействия к более «холодным» и, как следствие, возможное появление иных (нетрадиционных) составляющих вооруженной борьбы и познание новых законов. Очевидно, в разработке новых принципов, форм и способов противодействия «холодному» и другим, нетрадиционным видам оружия возникает необходимость выявления и новых принципов и способов ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени;

Сл 11

в-пятых, реформированием всех основных силовых министерств, включая МЧС РФ и, как следствие, поиском новых путей взаимодействия с Вооруженными Силами и другими войсками РФ в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Сл 12

в-шестых, необходимостью постоянного расширения объективной основы принципов применения сил и средств гражданской защиты и более четким определением их сущности и содержания.

На формирование принципов защиты населения и территорий оказывают существенное влияние: основные законы природы и развития общества; законы и тенденции вооруженной борьбы; современные процессы в области безопасности, как международной, так и внутренней; международный и отечественный опыт предупреждения и ликвидации ЧС как мирного, так и военного характера; международная и собственная правовая база, и, наконец, соответствующие должностные лица и органы, которым предписано принимать оперативные решения по предупреждению и ликвидации ЧС. В связи с этим разработанные принципы в своей основе могут быть как объективны, так и субъективны.

Представляется возможным выделить пять из них.

Сл 13

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Сл 14

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Сл 15

3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Сл 16

4. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Сл 17

5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Сл 18

Во исполнение Федерального закона от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), основной целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера в мирное время.

Сл 19

Основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;

- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

Сл 20

- организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сл 21

-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Сл 22

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ от ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акции;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.