Художественная культура Западной Европы XVII века.


Культура Западной Европы

В XVII веке сложилось два основных стиля: барокко (в Италии) и классицизм (во Франции).

Барокко (итал.) - «странный», «причудливый». Основные черты стиля:1 пышность и роскошь; 2 преувеличение (отсутствие меры); 3 ассиметрия и криволинеиность; 4 множество украшений.

Понятие барокко было синонимом странности, перегруженности деталями, изломанности линий. Причем первоначально слово барокко носило оттенок пренебрежительности, как бы второсортности, в то время как классицизм считался образцом для подражания

Самым ярким скульптором - представителем стиля барокко был Лоренцо Бернини.Его называли Микеланджело своего времени – да, Бернини был гением, он был и живописцем, и скульптором и архитектором. Имя Бернини с детства было окружено мифами: будто бы впервые голову человека он изваял еще в 6 лет, а папа римский Боргезе дал маленькому художнику 12 золотых (по тем временам большая сумма) в обмен на 1 его рисунок. Так это или нет, но его отец, Пьетро Бернини, был исполнителем заказов самого папы и много работал в залах Ватикана. Поэтому с 3-х лет Лоренцо буквально жил в Ватикане, рассматривая фрески и скульптуры в его бесчисленных залах. Позже, будучи уже зрелым мастером, Бернини удавалось сделать почти невозможное. Он поставил целью: добиться такого владения камнем, что бы скульпторы и лица выглядели живыми. Он очень много экспериментировал с выражениями лица. Он работал и с моделями, и глядя в зеркало. Выражения лица его работ так разнообразно, как неповторим сам человек и его эмоции. Вот два скульптурных портрета.

 

* Проклятая душа

Скульптурные композиции также имели свои особенности. Не обошел мастер своим вниманием и знаменитый миф и Давиде, убившем Голиафа.

 

* Давид

Чем эта скульптура отличается от всех предыдущих? (Донателло, Микеладжело). Бернини изобразил Давида не перед схваткой – уверенного в своей победе, и не победителя, а, по сути, сам момент сражения! Бернини можно назвать первым скульптором, который стал передавать действие, движение в скульптуре. И обратите внимание, что фигура Давида как бы закручена по спирали. Движение по спирали станет излюбленным мотивом Бернини.

Позже Лоренцо Бернини все более усложняет задачи своей работы. Он начинает эксперименти¬ровать, пытаясь запечатлеть в камне «остановившееся мгновение».

 

* Аполлон и Дафна

Бог Аполлон полюбил лесную нимфу Дафну. Она не хотела слышать о его любви и все время убегала. И вот однажды, когда Аполлон решил ее похитить, Дафна, убегая, стала просить у богов спасения. И в тот момент, когда Аполлон уже почти догнал ее, боги превратили ее в лавровое дерево. Так вот, Бернини поставил перед собой невероятно сложную задачу: изобразить момент превращения Дафны в лавровое дерево. И как здорово у него это получилось.