Позднее Возрождение


Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Но этот кризис почти не затронул Венецию, там всё ещё властвовали идеи Возрождения. Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший архитектор, которому его имя дал его учитель - имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), потому что считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков. И не ошибся - Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII вв. и получили название палладианства. А свои идеи Палладио изложил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.).Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал Рим, а также Верону, Сплит в Хорватии, Ним во Франции. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл). Важную роль он отводил в них фасаду. Один из самых ярких примеров -

 

* вилла «Ротонда»

Это первое центрально-купольное здание светского назначения. Блестяще найденное Палладио композиционное и пластическое решение «Ротонды» послужило в будущем прообразом для многих храмов и мавзолеев. Белая вилла стоит на холме, в долине, в чудесной живописной местности. Она представляет собой в плане квадрат с вписанным в него круглым залом, перекрытым куполом. На каждой стороне кубического здания находятся фронтонные портики с вынесенными вперёд лестницами. В склонах холма скрыты хозяйственные помещения.

Паоло Веронезе- или Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе. Художник-монументалист, он создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей. Блестящий мастер колорита, Веронезе писал в светозарной гамме насыщенных звучных цветов и тончайших оттенков, объединённых общим серебристым тоном.

 

* Пир в доме Левия

Пир происходит в великолепной монументальной трёхпролётной лоджии. Языческая жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Сохранился допрос художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости» ?.

Якопо Тинторетто- или Якопо Робусти (1518—1594), родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик. Обилие внешних художественных воздействий растворилось в неповторимой творческой индивидуальности этого последнего из великих мастеров итальянского Возрождения. Он острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиции в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности: расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания.

 

* Чудо Святого Марка

Выразительность форм и насыщенная цветовая гамма из крупных пятен красного и синего создают впечатление чуда, происходящего на глазах у смятенной толпы. Стремительно летящий вниз головой Святой Марк в развевающейся алой одежде останавливает казнь несправедливо осуждённого. Реставрация последних десятилетий обнаружила во всём великолепии богатую красочную палитру мастера. Полотно было заказано Братством св. Марка для Скуола ди Сан-Марко - одной из самых крупных венецианских благотворительных организаций того времени. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции. Он состоит в следующем. Некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Когда раб возвратился домой, разгневанный господин приказал казнить его, перебив ему ноги и выколов глаза. Но небесный покровитель не оставил своего почитателя - он явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели. На картине раб лежит на земле, но веревки, которыми он был связан, чудесным образом разорваны, молот, которым мучители собирались перебить ноги несчастного, расколот на куски, а окружающие раба люди застыли в изумлении.