Московское княжество XIV-XVIIвв.


В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли, до тех пор ещё разобщенные и нередко враждовавшие между собой, в единое Русское государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана и Уральских гор владений Великого Новгорода. Потеряли свою самостоятельность Тверское княжество и Вятская земля. В полную зависимость от московского государя по пали Рязань и Псков. Было свергнуто монголо-татарское иго. Москва - долгое время всего лишь главный город одного из многочисленных русских княжеств - при Иване III превратилась в столицу огромного и сильного государства. "Лицом" этого государства дол жен был стать Кремль - резиденция великого князя и митрополита Московского. Здесь, на высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвойрекой, издавна находился центр города. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях, о славных временах Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Однако внешний вид Кремля мало соответствовал могуществу, приобретённому Москвой при Иване III: крепостная стена с деревянными заплатами на местах многих проломов; небольшие обветшалые соборы, своды которых из-за трещин нуждались в подпорках; тёмные, тесные хоромы великого князя. И всюду следы пожаров. Старая крепость явно не годилась для того, что бы в ней принимать иностранные посольства. Кремль нуждался в коренной перестройке. Началась она в 1472 г. с возведения Успенского собора - главного храма Москвы.

 

* Успенский собор в Кремле

Новый собор зало жили на месте старого, сооруженного ещё в 20е гг. XIV в. при Иване Калите. Летописец сообщает, что инициатива строительства принадлежала митрополиту Филиппу, который взялся за организацию работ и сбор средств. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. По своим размерам будущий собор дол жен был превосходить все существовавшие тогда церкви Северо-Восточной Руси. Строительство велось без задержек, и спустя два года после начала работ стены храма уже бы ли почти готовы. Но произошла катастрофа. Ночью 20 мая 1474 г. неожиданно рухнула северная стена доведённого до сводов здания. Существовало несколько версий о причине катастрофы. Сохранилось известие, что собор разрушился из-за землетрясения. Автор московской летописи отметил, что зодчие не удачно провели внутри стены лестницу и тем ослабили всю конструкцию. Псковские мастера, вызванные специально для выяснения причин произошедшего, упрекали строителей за то, что известь они "житкорастворяху,ино не клеевито"... Однако была и более серьёзная причина: за годы монголотатарского ига русские мастера утратили многие навыки, позволявшие им в прошлом возводить большие и красивые здания. После нашествия Батыя строительство из камня на Руси практически прекратилось на несколько десятилетий. Многих зодчих увели в Орду.. Возрождаться каменное зодчество стало лишь в конце XIII в., но качество строительства, видимо, было невысоким. Не случайно и то, что в качестве "экспертов" Иван III выбрал псковских мастеров: они имели возможность учиться у "немець", а по тому весьма искусно возводили каменные здания. Но и псковичи не взялись за строительство Успенского собора: вероятно, сочли задачу слишком сложной. После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь. Первым делом ему предстояло найти новых зодчих. Выбор его, не без совета Софьи Пареолог, второй жены, долгие годы жившей в Риме, остановился на итальянских архитекторах. Отправленному в Венецию в том же 1474 г. послу Семёну Толбузину Иван III поручил отыскать хорошего мастера "камнесечца". Альберти Фиораванти из Болоньи, прозванный на Руси Аристотелем руководил строительством собора.Строительство велось "въ кружало да въ въ правило" (т. е. с помощью циркуля и линейки). Известь, замешенная по рецепту Аристотеля, отличалась особенной крепостью. Блоки белого камня, из которых складывали собор, соединяли железными "скрепами". Для подъёма тяжестей на высоту использовали лебёдки. Русские мастера, работавшие вместе с Аристотелем, подмечали и многие другие секреты знаменитого мастера. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стене в соответствии с канонами устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид - полукруглых выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Своды храма опирались на шесть стройных столбов - два квадратных, поставленных у входа в алтарь, и четыре круглых. И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным: "яко един камень", по точному замечанию одного из современников. Летописец так рассказывал о новом храме: "Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством…»

Выделяется своей монументальностью - Благовещенский собор (1484- 1489 гг.). Для строительства нового собора зодчие использовали высокий подклёт (т. е. нижний этаж) прежней, разобранной церкви. Основной объём собора имел форму куба. С востока к нему примыкали три апсиды. Ряд лёгких декоративных полуколо нок опоясывал всё здание. Закомары имели особую, килевидную, форму. Такой же формы кокошники окружали центральную главу собора. Первоначально храм венчали только три главы. Тяжесть сводов несли на себе четыре столба. Изящному, нарядному внешнему виду здания соответствовало богатое убранство его небольшого внутреннего пространства, рассчитанного только на великокняжеское семейство. В середине XVI столетия по углам собора пристроили четыре одноглавых придела (небольшие церкви), а число его основных глав увеличили до пяти. Эта перестройка значительно изменила внешний вид храма. Девять его глав, кровля, повторяющая сложные очертания закомар, и остроконечные верхи апсид были богато вызолочены, отчего собор прозвали Златоверхим.

 

* Благовещенский собор

В конце 80х гг. XV столетия в Кремле началось строительство дворца великого князя московского. Возводили его принятые на великокняжескую службу итальянские архитекторы Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин (Новый) («фрязин» - в древней Руси – итальянец). Сейчас от дворца практически ничего не осталось - некоторые части дворца в разное время были разобраны или попали внутрь других, более поздних построек. Чем мы сейчас можем любоваться - Грановитая (или Большая) палата - тронный зал государя всея Руси, где в торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных послов. Здесь же проходили важнейшие государственные мероприятия, заседали Земские соборы, устраивались грандиозные пиры в честь побед. С южной стороны в палату вела широкая лестница, украшенная фигурами львов. Чтобы попасть в саму палату, нужно было подняться по этой лестнице и пройти особое помещение - Святые сени. Площадь палаты достигала пятисот квадратных метров. Величественный зал перекрывался четырьмя высокими крестовыми сводами, которые опирались на единственный столб, поставленный в центре. Главный фасад здания выходил на Соборную площадь, его украшали огранённые на четыре стороны каменные плитки (русты), от них и произошло название палаты.

 

* Грановитая палата

Уникальный Покровский собор на Красной площади (1555-1561 гг.) – который в народе называют храмом Василия Блаженного - по имени известного московского юродивого, по гребённого в 1552 г. у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на месте собора. Это многопридельный храм (придел - пристройка к церкви, в которой может происходить богослужение) построили по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани в 1552 г.Строили русские мастерав Барма и Постник Яковлев (по одной из гипотез, это одно и то же лицо - Иван Яковлевич Барма) и "повеле им здати церкви каменны заветныя восемь престолов, мастеры Божьим промыслом основаша девять приделов, не яко же повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания". Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений. Многопридельность в русских храмах была известна и ранее, одна ко лишь в Покровском соборе впервые произошло сознательное соединение группы отдельных храмов в одном сооружении. Ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром.Фасады украшены мало распространёнными в то время формами филёнок (рамок и углублений), люкарн (оконных проёмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками.

 

* Покровский собор на Красной площади или Собор Василия Блаженного

Ну и конечно же – фортификационные сооружения. Средневековый город не мыслился без крепостных стен и башен. До середины XIV в. Кремль окружали деревянные стены. Лишь во времена Дмитрия Донского на их месте поднялись стены и башни, сложенные из белого камня. С тех пор Москву и стали именовать белокаменной. К концу XV в. эти укрепления совсем обветшали, да и к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы фортификации. Стены должны были выдерживать обстрел тяжёлыми ядрами и иметь специальные площадки для установки пушек. Руководили строительством Марк Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Антон Фрязин и Алевиз Фрязин. Новую кремлёвскую стену, которая протянулась более чем на два километра, имела восемнадцать башен и образовала огромный треугольник, возвели сравнительно быстро. Основные работы, начатые в 1485 г., были закончены уже в 1495м. Таких укреплений Древняя Русь ещё не знала. Там, где стены образовали углы, поставили круглые башни - Свиблову, Москворецкую и Собакину (теперь это соответственно Водо-взводная, Беклемишевская и Угловая Арсенальная). Такие башни позволяли вести обстрел наприятеля вкруговую. В них были устроены тайники-колодцы, чтобы защитники крепости в случае осады не испытывали недостатка в воде. В местах, где к Кремлю подходили наиболее важные дороги, возвели мощные четырёхугольные проездные башни с железными или деревянными створами (воротами). В некоторых башнях (как, на пример, в Набатной) помещались колокола-всполохи, или набаты. Их тревожный гул предупреждал горожан о приближении врага. В некоторых местах высота стен достигала девятнадцати метров, а их толщи на - шести с половиной. Стены снаружи завершались зубцами, или мерлонами, высота которых местами достигала двух с половиной метров. Во время сражений пространство между зубцами закрывалось деревянными щитами, а стрельба велась через узкие вертикальные бойницы, расположенные в зубцах. Заметно изменился облик Кремля в XVII в. Во время интервенции в начале XVII в. Кремль сильно пострадал. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. приступили к его восстановлению. В 1625 г. над Фроловской стрельницей - главным въездом в Кремль - поднялся многоярусный верх с высоким каменным шатром, покрытым черепицей. В 1658_г._по указу царя Алексея Михайловича Фроловскую башню переименовали в Спасскую - над её воротами со стороны Красной площади был написан образ Спаса (Христа).

 

* Московский Кремль (современный вид)

Монументальная живопись Московской Руси, опираясь на византийские и владимиро-суздальские традиции, пережила необыкновенный взлёт в творчестве самых крупных мастеров эпохи — Андрея Рублёва (около 1360—1430) и Дионисия (около 1440 — около 1505).

Андрей Рублёв. О его жизни известно очень немного. Предполагают, что он родился около 1360 г. Однако первое известие о нём относится только к 1405 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублёва в росписи Благовещенского собора, называет художника «чернецом» (следовательно, Андрей — это его монашеское имя), но принял ли он постриг юношей или зрелым мужем, неизвестно. Рублёв стал иноком, а затем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. Икона Андрея Рублева «Троица» – вершина русского иконописного творчества, а по мнению некоторых специалистов, ей нет равных и во всем мировом изобразительном искусстве. Так или иначе, ее художественное значение неоспоримо. Что же касается содержания, то, пожалуй, нет иконы более загадочной. Речь идет о решении простейшего на первый взгляд вопроса: кто на ней изображен? Существет несколько гипотез, но об этом до сих пор спорят.

 

* «Троица»

Дионисий.Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам (христианин, который не является священнослужителем или монахом). В семье Дионисия, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Для Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений. Так художник изображает одухотворённую, «очищенную» человеческую плоть. Так, иконография «Распятия» восходит к композиции Троицкого иконостаса. В плавно изогнутом теле Христа, в повисших тонких руках не выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы. Группа женщин с вытянувшимся в центре тёмным силуэтом Марии — это стройный «хор», ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют сильное впечатление.

 

* «Распятие»