Лекция 2. Информационное обеспечение государственного управления.
План лекции:
1.Управленчаская информация: классификация, источники, предъявляемые требования
2.Организация информации в системе государственного управления
3.Информационная система государственного управления
Вопрос 1. Управленческая информация: классификация, источники, предъявляемые требования
Информация как основа государственного управления.
В литературе по управлению различают понятия «данные» и «информация».
Данные означают первичные сведения, получаемые методом прямого наблюдения за событиями в объекте управления или процессе, фиксируемые в виде чисел, символов, знаков и слов.
Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» являются близкими по содержанию, но не тождественными. Данные представляют собой сигналы, из которых извлекается информация.
Информация представляет собой совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму.
Информацию классифицируют по различным основаниям:
· происхождению на официальную (служебную), исходящую от должностных лиц и неофициальную, источником которой являются частные лица;
· сферам общественной жизни на экономическую, социальную (в узком смысле этого слова), политическую, идеологическую;
· источникам поступления на внутреннюю, возникшую в органе управления, и внешнюю, полученную из внешнего источника;
· материальным носителям на бумажную (печатную), электрическую (телефонную), электронную (магнитная лента, диск, оперативные запоминающие устройства);
· формам носителей на устную, письменную, электронных средств, средств массовой информации (радио, телевидение, газеты), печатную (книги, журналы);
· периоду использования на условно-постоянную (справочники, нормативы) и переменную (оперативные сведения);
· направленности применения на универсальную (не имеющей ограниченного круга потребителей) и специальную (направленную на строго ограниченный круг потребителей);
· видам основных функций социального управления на планово-прогнозную (прогнозы, программы и планы развития объектов и субъектов управления), организационную (об организационной структуре и процессе управления, о взаимосвязи объекта и субъекта управления, о разделении управленческого труда и т.п.), контрольно-учетную (о соответствии хода управленческого процесса цели управления), регулятивную (управленческие решения, правила, нормы, указания и т.п.);
· характеру представления на качественную (отражающую существенные свойства социального явления или процесса с позиций предъявляемых к ним общественно необходимых требований, их полезности, способности удовлетворить ту или иную социальную потребность) и количественную (представляющую меру выражения социального качества, позволяющую выявить величину общественной характеристики социального явления).
Как и всякая классификация, приведенное разделение информации по видам носит условный характер. На практике различные виды информации могут тесно переплетаться друг с другом, а одна и та же информация выступать в различных видах.
Управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий.
Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:
· во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации должны сочетаться с компетенцией государственных органов);
· во-вторых, по характеру и иерархии законов и нормативных актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);
· в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.
В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и тем более практически реализовать.
Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:
а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);
б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);
в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);
г) факты, отношения, выявляемые в процессе контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);
д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).
Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов.
В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда «оттяжки» и некорректности в разрешении проблем.
Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм.
В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, которая возникает при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, провоцируется организационной преступностью, государственные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов.
Информационные качества управленческих решений. Основные требования к информации.
В массиве управленческой информации, обеспечивающей государственное управление, первостепенное место принадлежит той части, которая содержится в управленческих решениях.
Именно в них, с одной стороны (в констатирующей части), фиксируются выявленные потребности, интересы и цели в управлении, описываются обстоятельства, факторы и причины, вызывающие необходимость формирования и реализации определенных государственно-управляющих воздействий, указываются конкретные ресурсы, возможности для изменения управленческой ситуации, а с другой (в постановляющей, резолютивной, директивной части) – выдвигаются требования и положения, нормы и правила, определенные действия, которые необходимо соблюдать и осуществлять в целях улучшения состояния какого-либо управляемого процесса, явления, отношения. Поэтому сила и результативность управленческих решений всецело зависят от того, какова управленческая информация и как она в них изложена.
Основными требованиями, предъявляемыми к информации, являются следующие:
1. полнота (достаточность). Управленческая информация должна в полной мере отражать управляемые процессы;
2. достоверность. Управленческая информация должна формироваться на основе объективных оценок, исключающих субъективизм и ошибки;
3. оперативность. Информация должна поступать в сроки, достаточные для своевременного принятия управленческого решения, т.е. чтобы за время ее передачи и переработки состояние объекта, которое она характеризует, не изменилось;
4. полезность. Информация не должна содержать неиспользуемых сведений («шум»), которые вызывают необходимость дополнительной работы по отбору нужной информации;
5. готовность. Информация не должна нуждаться в дополнительной переработке;
6. однозначность. Информация не должна допускать различных толкований;
7. минимальная трудоемкость сбора и передача;
8. максимальная сохранность;
9. агрегирование (сжатие) информации при передачи ее на более высокий уровень управления;
10. передача информации на верхний уровень управления должна строиться по принципу не отклонения от нормы.