Особенности построения учёт. процесса и формир-е структуры бух. службы.


Тема 4: Правовой статус бух. службы.

БУ в системе управ-я орг-и

Подсистема БУ вкл. фин., управ. и налог. учёт с соотв. информ. потоками, кт хар-ся наличием прямой и обратной связи.

 

  Система управ-я орг-ей  
           
Орг-я управ-я
Ур-ни управ-я
высший средний оперативный
           
ФУ УУ НУ
Информ. система БУ
первичный учёт текущий учёт сводный учёт
           
Объект управ-я
текущая деят-ть фин. деят-ть инвестиц. деят-ть
           
отч-ть
внутр. статистическая фин. (налог.)

 

Стрелочки в тетр.

Сплошные линии – обратная связь.

Штриховая – прямая связь.

 

Правовой статус бух. службы регулируется норматив. доками, орг-правовой формой и общей структурой управ-я П-ем.

Задача бух. службы:

1) орг-я вз-отношений П-я с др. субъектами хозяйствования;

2) поиск внутр. и внеш. источников фин-ния;

3) выбор наиб. оптимал. его сочетания;

4) своевременное обеспечение фин. ресурсами текущей деят-ти;

5) эф-ное исп-ние фин. ресурсов для достижения стратегич. и тактических целей;

6) сохранение и рац. исп-ние осн. и оборотного капитала, соб. и заёмного капитала;

7) обеспечение своевременности платежей по обяз-вам орг-и.

 

Конкр. формами реализации задач явл. разработка учёт. политики, эл-тами кт явл. фин. политика, кредитная политика, политика управ-я денеж. потоками, амортизационная политика, дивидендная политика, политика формир-я доходов и расходов, налог. политика.

Деят-ть бух. службы осущ-ся на основании разнообразных доков: орг., распорядит., платёжных, учётных. Постановка бух. дела на П-и закл-ся в разработке правил оформления, приёма, выдачи и хранения учёт. док-ции.

Орг-я бух. дела предполагает:

- разработку орг-рапорядит. доков (положение о бухгалтерии, должностных инструкций работника бухгалтерии, штатного расписания);

- составление графика документооборота орг-и;

- создание номенклатуры дел и орг-я хранения доков;

- формир-е кадровой политики бухгалтерии (порядок аттестации бухгалтеров, система подбора персонала, повышении квалификации персонала);

- создание технологии обработки получаемой инфы.

 

Ответ-ть за орг-ю БУ и соблюдение закон-ва при совершении факта хоз. деят-ти несёт рук-ль орг-и. В завис-ти от объёма работы рук-ль может:

а) учредить бух. службу как структурное подразд-е, возглавляемое главбухом;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение БУ централизованной орг-и или бухгалтеру-спецу;

г) вести БУ лично.

 

При наличии более 2 бухгалтеров бух. служба должна оформляться как структурное подразд-е, возглавляемое бухгалтерией. Учреждение такого подразд-я оформляется приказом рук-ля. В приказе целесообразно утвердить положение о бух. службе (или о бухгалтерии) и должностные инструкции работников бухгалтерии.

Положение о бухгалтерии сост-ся главбухом и утв-ся рук-лем. В нём д.б. отражены: цели; задачи; ф-ции бухгалтерии; вз-отношения с др. структурными подразд-ми, а также орг-я учёт. процесса.

Должностные инструкции сост-ся на каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, опр-ния прав и обяз-тей. Осн. должностные обяз-ти – требования к знаниям и квалификации должны соответствовать тарифно-квалификационным хар-кам.

В инструкции указ-ся перечень доков, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи и наличия права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает след. разделы: общие положения; ф-ции работника; права и обяз-ти; вз-действие с др. работниками бухгалтерии и орг-и; ответ-ть и др.

В штатном расписании д.б. указаны: общее кол-во работников бухгалтерии; наименование должностей; осн. обяз-ти работников; система ОТ и размер з/п.

Требуемое кол-во бухгалтеров опред-ся в завис-ти от объёмов обрабатываемой инфы по каждому из объектов учёта. Расчёты кол-ва бухгалтеров м.б. сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по БУ. Структура бух. аппарата зависит от усл-й орг-и и технологии пр-ва, объёма учёт. работы и наличия технич. ср-в.