Эксплуатация автомобильной техники в горах


Районах

Эксплуатация автомобильной техники в горных и песчано-пустынных

Учебный вопрос № 2

 

 

Климатические и дорожные условия в горах на высоте 2000 м и более над уровнем моря отличаются следующими характерными особенностями: пониженным атмосферным давлением, резкими колебаниями температуры в течение суток, ухудшенными дорожными условиями. (СЛАЙД № 10)

Падение атмосферного давления и снижение плотности воздуха с увеличением высоты местности приводят к снижению компрессии и ухудшению наполнения цилиндров двигателей, что вызывает переобогащение рабочей смеси и падение мощности карбюраторного двигателя на 25-30% по сравнению с обычными условиями. В дизелях ухудшаются процессы сгорания. Переобогащение смеси и ухудшение процессов сгорания способствуют усиленному нагарообразованию на деталях двигателя и разжижению моторного масла несгоревшим горючим, что усиливает изнашивание деталей двигателя. (СЛАЙД № 11)

С уменьшением атмосферного давления снижается до 85-90°С температура кипения воды и эффективность охлаждения двигателя, что вызывает его перегрев и необходимость в частой доливке воды в систему охлаждения.

Вследствие понижения плотности воздуха и повышения теплового состояния двигателя нарушается работа системы зажигания: снижается сопротивление изоляции проводов, нарушается работа вакуумного автомата опережения зажигания, усиливается испарение воды из электролита аккумуляторных батарей.

Резкие колебания температуры и быстрые изменения погодных условий в горах в течение суток сопровождаются выпадением снега, обледенением дорог, появлением туманов, что значительно усложняет вождение машин.

Тяжелые дорожные условия, характеризующиеся наличием крутых и затяжных подъемов и спусков, узкой проезжей частью и большим количеством крутых поворотов, вызывают необходимость в частых торможениях и маневрировании, что приводит к перегрузке и усиленному износу деталей механизмов управления, агрегатов трансмиссии и ходовой части машин. (СЛАЙД № 12)

Постоянное пользование тормозами приводит к перегреву тормозных барабанов и колодок, усиленному их износу и снижению надежности работы.

На больших высотах также снижается надежность работы тормозов с пневматическим приводом вследствие падения давления и недостаточного запаса воздуха в ресиверах для частых торможений. Частое торможение двигателем, применяемое в горах, способствует увеличению его износа.

Тяжелые условия вождения машин в горах и «кислородное голодание» на больших высотах отрицательно сказываются на состоянии личного состава: вызывают быстрое утомление, головные и сердечные боли, раздражение слизистой оболочки глаз.

При подготовке машин к эксплуатации в горах для повышения надежности их работы помимо очередного технического обслуживания необходимо выполнить следующие дополнительные работы: изменить заводскую регулировку карбюратора в целях обеднения горючей смеси, увеличить угол опережения зажигания по шкале октан-корректора на одно-два деления, в дизелях увеличить угол опережения впрыска топлива на 2-3°, проверить герметичность системы охлаждения, работу термостата, жалюзи радиатора и чистоту наружных поверхностей радиатора и блока двигателя, создать запас воды для дозаправки системы охлаждения в пути, проверить и довести до нормы уровень электролита в аккумуляторных батареях. Для поддержания нормального теплового режима двигателя в условиях резких колебаний суточных температур обеспечивать машины утеплительными капотами. (СЛАЙД № 13)

Для обеспечения безопасности движения в горных условиях необходимо тщательно проверять состояние механизмов трансмиссии, рулевого управления и тормозных систем, а также укомплектовывать машины средствами повышения проходимости и противооткатными приспособлениями. (СЛАЙД № 14)

При работе в горных условиях периодичность технического обслуживания машин сокращается на 30-35% для автомобилей и на 10-20% для гусеничных машин относительно норм, установленных для равнинных местностей. В ходе обслуживания следует более тщательно проверять и регулировать механизмы и приводы управления, особенно тормозных систем, а также немедленно устранять все, даже незначительные неисправности машин.

Для подготовки личного состава к работе в горных условиях организуются специальные занятия, а также проводится медицинский контроль.